И. Л. Финкель
11. Интересные художественные решения в музыке
11.1. Александр Николаевич Скрябин (1872–1915), выдающийся русский композитор-романтик, новатор, столкнулся с противоречием: надо показать хрупкую мечтательность и дерзкий порыв человечества к свету.
Композитор в партитуру поэмы «Прометей» ввёл специальную световую строку. Это положило начало развитию светотехнике, а Скрябин стал считаться автором светомузыки. И тут возникла новая мысль. Композитор задумал создать картину мира музыкальными средствами подобно тому, как описано в Библии. Для этого симфонию света, представленную в поэме «Прометей», нужно дополнить танцами, шествиями, вкусовой симфонией, симфонией ароматов, симфонией одеяний. И это стало его доминантой. Дальнейшая жизнь Скрябина была посвящена реализации этой мысли в практику.
По замыслу композитора «Мистерия» должна продолжаться семь дней. Местом исполнения «Мистерии» Скрябин выбрал Индию. Действие должно совершаться в специально устроенном для этого храме с куполом в форме полушария, стоящего на берегу озера так, чтобы вместе с его отражением в воде образовался шар, самая совершенная фигура.
Скрябин не успел реализовать свою идею показать музыкальными средствами рождение нового мира. Он рано умер. Однако то, что он сделал, вызывает у людей огромный душевный подъём. Скрябин создал оригинальный музыкальный язык. «Я заговорю с вами из глубины души не только о себе, но и о вас самих» — писал великий композитор Скрябин. И мы черпаем из музыки Скрябина горючий материал, воспламеняющий мысли.
11.2. Бетховен, ещё не будучи глухим, посетил однажды синагогу и слушал там пение литургического гимна «Колнидрэ» («Все заклинания») — молитвы, положенные на трагическую музыку. Молитвы поют в ночь на Йом-Кипур (день всепрощения, судный день).
Позже Бетховен введёт эту мелодию в свой последний квартет «Опус».
В молодости Бетховен пережил бурную любовь к еврейской девушке Рахел Левенштейн и его биографы считают, что введённая в квартет мелодия «Колнидрэ» позволила получить шедевр. Лев Николаевич Толстой назвал еврейскую мелодию «самой печальной и возвышенной мелодией». Так Бетховен выразил в музыке свои воспоминания о тех далёких романтических и мучительных днях его молодости.
Еврейская музыка уходит своими корнями в бездонные глубины тысячелетий. Она уникальна в своём эмоциональном звучании. Отзвуки её слышны в произведениях многих великих композиторов мира.
Синтез печали и возвышения в новый духовный мир позволил создавать великолепную музыку, которая волнует всех и сегодня.
11.3. М. К. Чюрлёнис (1875–1910), литовский композитор, художник, задумал, чтобы живопись зазвучала, а краски подчинялись музыкальному ритму. Он создал живописные сонаты, в которых каждая картина цикла приравнивалась к составной части этой музыкальной формы. Чюрлёнис назвал картины «Аллегро», «Анданте», «Скерцо», «Финал».
Чюрлёнис был проповедником синтеза искусств. Он жил во взращённом им мире и шёл к истине. Чюрлёнис написал «Истину». Всплывает напряжённое, остро наблюдающее лицо, знающее, провидящее, на что-то решившееся. Это лицо мудреца. К истине не стремиться невозможно. Поэтому девиз Чюрлёниса был «Гимн Солнцу!». Человек должен расширять круг света. Чюрлёнис — автор сказочно-фантастических картин, в которых слиты воедино живопись и музыка.