сайт Эсперанто       страница Ю. И. Финкеля 

 на первую страницу       предыдущая статья   следующая статья 

И. Л. Финкель

4. Уроки Самуила Гальберга

Художник Гальберг служил искусству, служил народу России честно и преданно. Жил он не напрасно. «Художника надо оценивать по законам его искусства, по законам, которые он создал» (А. С. Пушкин).

«Культура там, где дух свободен» (Луначарский).

С X века н.э. Россия входит в греко-римско-византийскую традицию и до сих пор дух не свободен. Византии давно нет, но в России двуглавый орёл, символизирующий сущность России. Это византийский герб. Предлагается смотреть на Запад и Восток, но не искать путь к истине.

Гальберг передавал своим ученикам то, чему учил его Торвальдсен: «нужно, чтобы вокруг сказали: такого ещё не было».

В искусстве необходим синтез всего известного. Нужно повысить художественное восприятие зрителя, чтобы он активно участвовал в системе «человек — произведение искусства».

Памятники рождаются и умирают, как всё живое. Нужно постоянно дополнять композицию элементами, соответствующими времени.

Мысль даёт увлекательное ощущение возможности открывать новый духовный мир.

Художник должен передавать людям требования нового мира, расширять рамки свободы от невежества, расширять круг света, формировать образ прекрасного, проникать в тайну пластики. Художник должен влиять на чувства людей, способствовать изменению мировоззрения. Надо изучать психику людей. Служить надо идее. Художник должен найти однозначную формулу для своего произведения. «Не каждый художник может найти однозначную формулу для своего произведения» (Владимир Порудоминский. Брюсов).

«Это вначале прошлое мешает ясно разглядеть настоящее. Скоро воображение устаёт непрерывно будоражить память. Лишь чувства не подвластны времени, в них и сливаются сегодняшнее и вечное бессмертие», — писал Самуил Гальберг.

«Произведение искусства только тогда есть произведение искусства, когда оно вносит новое чувство в обиход человеческой жизни» (Л. Н. Толстой).

«Жить ведь значит всегда порываться вперёд к высшему совершенству» (Б. Пастернак).

Самуил Гальберг учил учеников механизму испытания мудростью. В памятнике Н. М. Карамзину чётко просматривается выполнение ряда правил испытания мудростью.

Правило 1.
Если нужно сблизить скрытые мысли, не имеющие ничего общего между собой, то нужно изменить собственное выражение одной из них и тогда меняется выражение другой. Гальберг не желая показывать своё негативное отношение к Николаю I, заменяет фигуру Николая I на модель Фортуны. Изменилось восприятие власти как заинтересованной в изучении истории.
Правило 2.
Если два объекта плохо взаимодействуют между собой, то надо ввести добавление в один из них. Народ не желает изучать историю. Гальберг наделяет музу истории Клио скрижалью и трубой и усиливает сюжетом интереса Александра I к истории.

«Прекрасное пробуждает доброе» (Кабалевский).

«Там, где красота, там и люди работают производительнее» (Н. Рерих).

«Хотелось бы мне приняться за труд важнейший, за русскую историю, чтобы оставить по себе обществу недурный монумент», — писал Н. М. Карамзин. Самуил Гальберг поставил Карамзину монумент в прямом смысле этого слова. Н. М. Карамзин писал «Историю» 22 года. Это был подвиг. И Самуил Гальберг отдал должное, оценил этот подвиг.

«Несчастны те люди, которым всё ясно» (Анри Пуанкаре). Верующим всё ясно. Религия подавляет чувство тревоги, страха, неуверенности, гасит волны земной суеты, но не даёт свободы творчеству, простору в мышлении. «Если человек не ищет истину, то небо лишило такого человека мудрости, и даже не желая собственной гибели, он не может избежать её» (китайская мудрость). »Всякое ослабление и заметное умаление умственной жизни в обществе неизбежно влечёт за собою усиление материальных наклонностей и гнусно-эгоистических инстинктов» (Тютчев). Умные люди пишут для людей, чтобы потомки не повторяли ошибок. Нельзя допускать умственную пустоту.

«История сделалась единственным условием всякого живого знания, без неё стало невозможным постижение ни искусства, ни философии» (Белинский).

Искусство обращается непосредственно к чувствам и через них к разуму. Будучи осознанными, чувства превращаются в устойчивое мироощущение и вырабатывается активная жизненная позиция. Искусство имеет прямой выход на мировоззрение. Эстетическая реакция затрагивает сферу регуляции деятельности человека.

«Вызвать в себе раз испытанное чувство и вызвать его в себе посредством движений, линий, красок, звуков, образов, выраженных словами, передать это чувство так, чтобы другие испытали то же чувство — в этом состоит деятельность человеческая, состоящая в том, что один человек сознательно известными внешними знаками передаёт другим испытываемые им чувства, а другие люди заражаются этими чувствами и переживают их», — писал Л. Н. Толстой.

В различные исторические эпохи человек обнаруживает различную зрительную активность и по-разному реализует присущую ему способность видеть, понимать произведения искусства. «В каждой новой форме зрения кристаллизируется новое миропонимание» (Г. Вельфлин. Истолкование искусства).

«История века не слоёный пирог из десятилетий. Век складывается из них, а история замешана на событиях. Анализируя их, можно построить пунктирную линию истории. Нужно учитывать опыт живых и мёртвых, коих ум, знания, таланты служили руководством» (Карамзин).

Автор книги считает, что соединить прошлое, настоящее и будущее может новая наука «психофилософия», которая даст возможность осознать исторический процесс развития России, развития цивилизации. Мир гармонии — это гармоническая целостность, это такая форма сосуществования, когда каждый человек может максимально раскрыть свой потенциал. Это мир, в котором все части мировосприятия приведены в идеальное, подобающее им состояние, а человек становится совершенным. Это мир, где история и искусство связаны единой мыслью.

Древние евреи называли реку жизни словом Прат и призывали людей плыть по этой реке, вносить вклад в развитие жизни, а не в потребление. Об этом сказано в Книге Книг (Торе). Самуил Гальберг плыл по реке жизни Прат. Поэтому он создал памятник, который будет служить людям вечно.

«В январе 1931 года некий пенсионер Тимонин из села Крестовые Городищи внёс в Ульяновский райисполком предложение переплавить фигуру Музы истории Клио на нужды индустриализации. 12 января 1931 года Ульяновский горсовет запросил Естественно-исторический музей о культурной и исторической ценности памятника Карамзину. В тот же день П. Я. Гречкин (первый директор музея) ответил на запрос горсовета: «...памятник историку Н. М. Карамзину был изготовлен по проекту знаменитого художника, скульптора, профессора Академии художеств Гальберга, по своему исполнению и красоте считается лучшим произведением указанного скульптора и конечно не подлежит сломке и переплавке, а всяческой поддержке: это лучшее художественное произведение в городе и служит для его украшения. Ни в одном городе произведения искусства, если они представляют художественную и историческую ценность, не снимаются, если они по своей сути не противоречат современности».

Но Тимонин не унимался, вскоре он внёс новое предложение Ульяновскому горсовету: «Рационализаторскими предложениями считаю гражданским долгом служить экономическому развитию страны». В письме 16 рационализаторских предложений. В том числе «хозяйственно использовать статую в Карамзинском скверике». Судьба памятника Карамзину счастливо разрешилась благодаря П. Я. Гречкину». (М. М. Савич. Павел Яковлевич Гречкин. Ульяновск, 2001, с. 15–16).

Сегодня внимание к саду-памятнику оставляет желать лучшего. Сад-памятник умирает. Необходимо его оживить. Нельзя допустить, чтобы варвары сломали красоту и сдали на металлолом. Такие люди, как Тимонин ещё не перевелись. Чтобы не допустить таких взглядов, надо научить людей художественному восприятию произведений искусства.


В мире не найти художника
монументального живописи,
Который, подобно Самуилу Гальбергу,
Был дидактическим мудрецом,
светильником в искусстве
И, к сожаленью, несправедливо забыт
людьми нашего времени.
Я славлю высший духовный мир
С его круговыми волнами,
Изменением форм энергии,
Духом разума, духом мудрости,
Духом премудрости,
Духом полёта к свету,
Мир, у истоков которого стояли
Великий историк России
Николай Михайлович Карамзин
И «светильник» художник Самуил Гальберг.
Верю, что в Ульяновске
Будет открыт музей
И улица имени Гальберга.
г. Ульяновск, 2005


 на первую страницу       предыдущая статья   следующая статья