Полёт к свету |
---|
0. Предисловие |
1. Как обновить психику человека |
2. Как обеспечить полноценную работу обоих полушарий мозга |
3. Конкретный человек, обобщённый человек, культура |
4. Синтез формы и цвета в творчестве Пушкина |
5. 30 задач из истории еврейской культуры |
6. Заглянем в будущее |
И. Л. Финкель
2. Как обеспечить полноценную работу обоих полушарий мозга
2.1. Картина мира
Чтобы обеспечить полноценную работу обоих полушарий мозга, необходимо перейти от фрагментарного восприятия к системному восприятию и убежать от чудес. Термин «бегство от чудес» обнародован А. Эйнштейном. Прокладывая пути к прогрессу, человек приобщается к вечным вопросам.
«Для развития идей в будущем могут явиться способы более тонкие, чем готовые слова» (А. Блок). А. Блок заметил, что ребёнка интересует рисунок. Взрослому человеку тоже необходим рисунок. Это важно для организации правильного мышления. Вербальное описание мира не позволяет получить в мозгу реальную «картинку». Предлагается взамен вербального описания мира использовать плакатную технологию мышления по единой схеме (рис. 7)
Рис. 7. Картина мира
- A –
- соединение в одном противоположных свойств (это может быть Вселенная или другое целое), формирование «облака» как символа «Божественного присутствия» (света «Шхины»), присутствующего постояно в мире творческого человека.
- 1, 2, 3, 4, 5, 6 –
- каналы восприятия информации (сфирты), взаимодействующие по схеме в
соответствии с учением Каббала:
1. Г̃од (природа, сложившийся порядок или красный цвет – цвет огня)
Примечание. Слово «Г̃од» происходит от слова «г̃атева», что означает материальный мир, природу.→ 5. Нецах (вечность или зелёный цвет – цвет жизни и постоянства, равновесия, гармонии) 2. Хесед (способность к обновлению порядка или жёлтый цвет – цвет власти) → 4. Гвура (молодой порядок или голубой цвет – цвет будущего общения) 3. Невидимый Бог, архитектор жизни (точка энергетического контакта с Вселенной видимой части материи), Бог, открывающийся в Духе → 6. Человек на Земле - 7 –
- свет или белый цвет – цвет бескорыстия.
- 8 –
- река «Прат», «орошающая» Землю.
- 9 –
- переход на новый виток гуманизации человечества.
- –
- символ души (мысль, идея), место средоточия, «сшибки» противоречий, где рождается «искра», огонёк как форма энергии.
- X –
- когда в будущем?
- IX –
- зачем?
- VIII –
- для чего?
- VII –
- какие возможности (условия)?
- VI –
- какие побуждения, мотивы (условия)?
- V –
- замысел;
- IV –
- идея (назара);
- III –
- противоречия;
- II –
- выбор объекта исследования;
- I –
- система бытия.
Дети мыслят картинками. Поразительно, как ребёнок нарисовал Вселенную. Нам надо задуматься. Здесь представлена истина.
«Круг (на рис. 7 элемент A) в одно и то же время движется в противоположных направлениях — вперёд и назад. Линия, описывающая круг, приходит обратно к той же точке, из которой вышла в её непрерывном движении, последнее является первым» (Аристотель)
Круг — это передаточный механизм, реализующий определённую связь между входом и выходом. «Самое удивительное есть соединение в одном противоположных свойств. В круге его порождает нечто движущееся и одновременно пребывающее на одном месте. Противоположность также проявляется в линии, объемлющей круг, так, как выпуклое и вместе вогнутое, так же отличающееся одно от другого, как большое и малое, когда посредине не лежит прямая линия. Поэтому, если одно должно перейти в другое, то или они сами, или ограничивающие их внешние противоположности, должны сперва выровняться, и выпуклое, чтобы стать вогнутым, или наоборот, должно стать прямым» (Аристотель).
Имена Бога, согласно еврейской традиции, символизируют банк способностей, позволивших построить настоящий мир. Связь плаката с учением Каббала — это не просто стремление искусственно связать мистицизм с прагматизмом, а желание связать прошлое, настоящее и будущее. Не важно, как выглядит картина мира, важно то, что она работает как инструмент мышления.
«Если вы хотите познать мир, поднимитесь над ним. Тот, кто смотрит сверху, видит лучше других» (рабби Мендель из Коцка). Необходима широта мышления во Вселенском масштабе. «И резвому коню нужен кнут. Умному человеку нужен совет», — гласит еврейская поговорка.
Однако лучше всего самому увидеть противоречие (это называется разумом), самому разрешать противоречия (это называется мудростью). Плакат (рис. 7) помогает развить разум и мудрость, подстёгивает мышление. До Сократа (469–399 гг. до н.э.) философы ставили во главу угла природу. Сократ впервые поставил во главу угла этику, внутренний мир человека.
Центр на рис. 7 символизирует грядущий мир.
Пространство и время — условия существования. Движение определяет время. Спираль на рис. 7 символизирует время. Нет постоянного абсолютного пространства и времени. «Жить настоящим и будущим, быть в ощущениях нового и в предчувствии нового» (Н. И. Лобачевский). Прогресс зависит от степени развития личности.
Продвигаясь к грядущему миру, человек переводит психику (сознание) с линии (1-5) и далее на новый виток гуманизации.
Кругообороты вселенной издавна назывались обновлениями. Старое отрывается и начинается новая молодость мира и времени. Верх превращается в низ, а низ — в верх и боги становятся людьми, а люди — богами. Таково древнее воззрение. Начальное переходит в конечное, а конечно в начальное. Человечество переходит на новый виток гуманизации, приближаясь к истине. Когда все души связаны в единое целое, путь потока жизненных желаний представляет собой замкнутый круг. Человечество, стремясь приблизиться к идеалу, переходит на другой круг. Под пространством понимаются не только материальные миры вселенной, но и концептуальные духовные миры. Развитие мира идёт по концептуальной логике по спирали к центру (идеалу). Развитие мира прослеживается по тысячелетиям. Мир вступил в третье тысячелетие и перемены не за горами. Жизнь наполняется более высоким смыслом.
Святость, согласно традиции, — это выделение из природы. Святость только усиливают, но не уменьшают.
«Мой метод очень прост. Мне нравится то, что я делаю, и я стараюсь заинтересовать других» (Жюль Ренар).
«Не важно, как выглядит метод, важно только, чтобы он работал» (Максвелл).
Подход — это такой способ представления событий, который делает их захватывающе интересными. Момент — это удачно найденное время преподнесения событий.
Человек мыслит «картинками», образами, а не понятиями. Только зрительный образ позволяет извлечь смысл. Плакат — это мера слова. Плакат чётко показывает последовательность форм энергии (кругооборот энергии), увязывает цветовые ощущения с Законом вечности. Люди раньше считали, что Вселенная не вращается. Поэтому вектор энергетического поля направлен на Землю кратчайшим путём. Люди увязали это как воздействие, исходящее от Бога. Теперь всем понятно, что Вселенная вращается. Согласно принципу эквивалентности А. Эйнштейна, поле тяготения и действие гравитационных сил, исходящих из глубин Космоса, можно имитировать, если Вселенная вращается (на рис. 7, который является моделью мира, это дуга 3-2).
Человек, по определению, — мыслитель, и способен направить мысль, как соответствующий поток энергии, в точку 2 (рис. 7). Это направление 6-2. «Самое ценное человеческое состояние — мысль. Мысль есть инструмент и продукт всей жизнедеятельности человека. Мысль только вспышка света посреди долгой ночи. Но эта вспышка света — всё» (Анри Пуанкаре). Пророки обращались к сынам человеческим с призывом обновить мир, а не к женщинам. Женщинам не разрешалось изучать энциклопедию мудрости (Талмуд). В XXI веке учёный Геодакян обосновал, что мужской пол является оперативной составляющей, а женский пол — консервативной. Однако, женщины не должны быть отстранены от генерирования плодотворных идей, развивающих жизнь. Плакатная технология мышления позволяет, не изучая 35 томов Талмуда, генерировать идеи. Новые идеи не рождаются на пустом месте. Они взрастают на хорошо подготовленной почве. Подлинные символы не создаются по случайной прихоти в одночасье. Они выковываются из вполне реальных явлений. Евреи никогда не были молчаливыми созерцателями, всегда генерировали идеи по развитию жизни. Еврейские истины объективны, инструментальны, выведены и не подвластны времени. В центре еврейского мышления находится человек. Автор, руководствуясь «картиной мира» (рис. 7) предлагает пакет идей, развивающих жизнь:
- ансамбль «Духопись»;
- учение «ОБЖИЗНА»;
- маршрутная технология мышления;
- галактикоцентрическая система координат (вместо гелиоцентрической);
- магнетоид в Космосе;
- управление магнитосферой;
- полёт в континууме (вместо падения в «чёрную дыру»);
и т.д.
У многих людей обилие идей вызывает недоверие к автору. Идей не надо бояться. Идея — это попытка разрешить противоречие. Автор не всегда предлагает конкретные шаги к реализации идеи (например: управление магнитосферой). Это вызвано необходимостью мозгового штурма по проблеме. А это уже другая область мышления, требующая отдельного разговора. В еврейской среде распространено понятие «иудаика». Автор предлагает методику решения творческих задач, имеющих противоречия, и увязанных с еврейской тематикой, назвать иудаистикой, так как рассматриваемая область имеет направленность, отличную от направленности иудаики, а именно: решение творческих задач по определённым правилам испытания мудрости. Это тест на толерантность. Автор — еврей и желает приложить наследство к жизни, желает, чтобы люди всех национальностей познали учение жизни (Тора). Книгу книг (Тору) называют чертежом мира, но графического изображения картины мира до сих пор не было. Рисунок, плакат — это универсальный язык общения. Автор сделал попытку устранить пробел и дал схему картины мира, которая является инструментом творческого мышления, соединяя прошлое, настоящее и будущее. «Красочные эпитеты Библии говорят в противоположность, например, гомеровским, не о форме и цвете, а о звуке и движении» (М. Бубер). Налицо противоречие: форма и цвет или звук и движение? Необходим синтез крайностей.
Известно, что Врубель создавал гармонию цветов, выбирая из природных цветов те, которые ему были нужны для создания из природных элементов своего нового небывалого колорита. Так и автор использует красный, зелёный, жёлтый, голубой цвета для высвечивания «картины мира» (см. рис. 7).
Автор разрешает это противоречие путём синтеза формы (мысли), цвета, звука и движения в пространстве. Так работает мозг. В этом направлении идёт эволюция человека. Плакатная технология мышления позволяет разрешить противоречие.
Нельзя не видеть, что сегодня в России еврейские газеты тенденциозны и в основном пропагандируют израильские ценности, игнорируются традиции русского еврейства, язык идиш. Такой пресс контрпродуктивен. «Если на систему, находящуюся в равновесии, подействует извне какой-либо фактор, то внутри этой системы развиваются процессы, направленные против действия этого фактора» (Ле-Шателье). Плакатная технология мышления — это своего рода реакция на силовое давление, желание поднять престиж и достоинство русского еврейства. Интеллект не терпит давления со стороны. Нельзя уподобляться баранам, которых ведут на заклание. Русские евреи могут сказать миру о своей самодостаточности.
Шнеур Залман и Баал Шем Тов (БЕШТ), связанные с Россией, стали известны во всём мире. Люди в России (и не только евреи, но и других национальностей) психически больны, легко внушаемы. Необходимо исцелить психику (сознание). Надо научить людей правильно мыслить, научить видеть противоречия, разрешать противоречия, попадать в Закон вечности. Предлагаемая плакатная технология мышления позволяет не только синтезировать противоположные свойства потоков энергии, но и находить пространственный X-элемент, изменяя который можно расширить пространство. Не умея это делать, люди делают нечего не значащие поступки, стремятся выйти из положения, как им кажется, достойно, но действуют методом проб и ошибок (МПиО), т. е. гадают. Отсюда и деградация, застой мысли.
Предложенный автором метод мышления никому не повредит, а только принесёт пользу. Автор убеждён, что плакатная технология мышления объединит всех людей, позволит решить проблему толерантности за счёт приобщения к мудрецам. Язык мудрецов — это язык сущностных противоречивых отношений. Обновлять мир, не познав язык мудрецов, невозможно. Сегодня в России говорят о некой национальной русской идее, говорят о социокультурном синтезе, но игнорируется мудрость как способность разрешать противоречия. Идею нельзя придумать. Она вытекает из «сшибки» противоречий. Что мешает видеть противоречия? Зацикливание на поиск чисто русской идеи. Идея не может быть чисто русской. Она интернациональна. «Зажатость» в мышлении — это духовное и умственное рабство.
Процесс отхода от истинной культуры усиливается внедрением авангарда низкого пошиба, грубого китча. Духовный рост — это перевод психики (сознания) с одного уровня на высший уровень. Без смелости, убеждённости в правильности действий нельзя войти в новый мир, в новое пространство. Нищие духом создают низкую культуру. Сильные духом делают шаг вперёд. «Я увидел лик судьбы — от него снисходила уверенность, как от лампы света» (Экзюпери). На рис. 7 видно, что истина находится справа в точке 4, а слева в точке 2 происходит «сшибка» противоречий. Здесь высекается искра, огонёк (искра разума, мысль, идея). Идея уточняется по мере продвижения к точке 4, где рождается единственность. Так идея превращается в слово, в истину.
Мудрость — это истинная ценность человека. Источником внутренней мудрости является мысль, направленная на разрешение противоречий. Источниками внешней мудрости являются музыка, живопись, поэзия и другие виды искусства. Нужно раскрывать эти источники. В библейской книге «Притчи» образ мудрости персонифицируется как «Божья питомица».
Мистики представляют поток энергии в виде ангела. В Торе потоки энергии представлены ангелами. Вращающийся огненный меч символизирует круговую волну искры, возникающей в месте «сшибки» противоречащих потоков энергии. Фамилия Финкель означает «Божественная искорка». Это говорит о генетической программе видеть противоречия, сталкивать их и высекать искры разума. Надо приложить это наследство к жизни. Древние семиты (сионы), имевшие корни, уходящие в недра цивилизации атлантов, использовали принцип «копание колодца». В качестве инструмента мышления использовались два взаимно перевёрнутых треугольника по схеме , которые позже буддисты назвали янтрами, а евреи перенесли на знамя Израильского государства. Атланты применяли до четырёх десятков янтров, которые входили один в другой. Разгоняя мысли по этим янтрам, сионам, а в последствии и йогам, удавалось войти в пространство прошлого (того света). Сионы (евреи) жили на острове Крит, где была высокая культура. Человек живёт будущим, а не прошлым. Используя метод «копания колодца» можно понять, как в прошлом люди разрешали противоречия, и извлекать уроки для настоящего. Но для прогноза будущего этот инструмент должен быть усовершенствован. Рабочие органы инструмента должны обновляться.
Автор предлагает Картину мира (рис. 7) с обновлёнными рабочими органами, т.е. новый инструмент мышления.
Путь Колесницы (кругооборот энергии) на рис 7: «сшибка» потоков энергии (3-2) и (6-2), «мост через бездну» (2-4), положительная обратная связь (4-6). Это Закон вечности. Тора учит все мысли проверять на соответствие Закону вечности.
Автор, проанализировав действия еврейских царей, описанных в еврейской литературе и в Торе, убедился в работоспособности предложенной плакатной технологии мышления, в инструментальности метода, который может быть легко проверен. Поскольку поток энергии инициируется в точке 3 (рис. 7), вызывающий определённую реакцию в точке 6, то евреи возвели этот факт в лозунг: «Бог сражается за евреев» (Шмот или Семена или Исход, 25). Но импульс энергетического поля един. Поэтому нашло понимание, что Бог един для всех. Согласно традиции Бог наделяет человека разумом, способностью видеть противоречия. Тора свидетельствует, что Иосиф обладал могучим разумом и поэтому преуспел в Египте. Иосиф умел читать камни, умел соотносить свою жизнь со звёздами. Он был человеком высоких помыслов, соотносил свою жизнь с высшими образами, с делами божественными. Имя Иосиф означает «преуспевающий» («да прибавится»). Используя административный ресурс (власть), Иосиф достигал цели. Но чтобы открыть «новое небо» и «новую землю», нужна мудрость, нужно знать, как расширить пространство. Необходимо развивать нестандартность мышления, самостоятельность, логичность, креативность мышления, развивать «прыгучесть мысли» — воображение, развивать критичность мышления. Идеология — это синтез слов «идея» и «логика смыслов, извлечённых из фактов». Религия гасит волны земной суеты. Необходим приоритет мудрости над религией. Нужна интеллектуальная помощь людям, чтобы достичь истинной культуры. Мудрецы записывали свои открытия в Книгу жизни (Тору). Многие известные учёные, например, физик Вавилов и другие, не отрицают логику еврейских мудрецов, а интересуются ею, и что-то оттуда получают. Очень важно это сделать как можно раньше. Нужно переосмыслить врождённые понятия. Плакатная технология (рис. 7) позволяет внести ясность в механизм перехода на принципиально новую качественно отличную ступень развития сознания личности, взяв за точку отсчёта продолжительность жизни 100 лет, а не 1000 лет.
2.2. Закон вечности
Премудрость или Божественная мудрость предполагает продвижение, развитие жизни «путями Всевышнего». Так считают мистики. Соломон назвал Премудрость «древом жизни». За 5763 года (по еврейскому летоисчислению) накоплены обширные знания, как развивать разум (способность видеть противоречия), как развивать мудрость (способность разрешать противоречия). Мудрецы различают мудрость сердца (человеческую мудрость) и премудрость. Премудрость выше, чем мудрость сердца, так как та основывается только на эмоциях, чувствах (поэтому она и называется «человеческой мудростью»). Премудрость основывается на полноценной работе обоих полушарий мозга, что позволяет видеть полнее. Мудрость сердца позволяет получить только ощущения, а премудрость позволяет попасть в Закон вечности (кругооборот энергии). Энергия не исчезает. Изменяется только форма её проявления. Сегодня на людей обрушился поток мифов, предрассудков. Усилилось влияние мистики, рекламы. Потеряно чувство стыда, чувство развития человечества. Переубеждать кого-то в неправильности действий бесполезно. Нужно с раннего детства учить людей мыслить правильно. Когда человек думает правильно, тогда он говорит и пишет по-новому, тогда изобретаются новые понятия.
Известен ряд общечеловеческих ценностей: добро, правда, совесть, красота, любовь, закон, справедливость. Придумайте новую добродетель. Придумать новую добродетель нельзя, если не развивать разум. «Разумение, — учит Тора, — это способность открывать новое, используя знания». Каждая из названных добродетелей имеет свою противоположность: добро — зло, правда — ложь, любовь — ненависть и т.д. Сегодня нужны усилители положительных свойств, как на государственном уровне, так и на уровне человека. Например, в Израиле на государственном уровне установлены праздники свободы, света, единства, дружелюбия и т.д. В России же праздники по профессиям: день медицинского работника и т.п. Нужна общая установка на сплочение людей. Благоразумие на уровне человека усиливается развитием способностей. Сегодня люди не умеют правильно читать, размышлять, не умеют соединять слуховой канал восприятия со зрительным, не умеют формировать в мозгу «картинку», отвечающую реальности, не учитывается физиология мозга. Никто не учит этому. Следует развивать память, нужно преодолевать «вектор психологической инерции», который очень велик. Чтобы исцелиться от болезни неофобия (боязнь нового), чтобы обрести душевное успокоение, нужно мыслить по-новому. И это истина. Человек живёт в мире противоречий. Противоречия можно при желании увидеть везде, в любой области человеческой деятельности: в поэзии, в медицине, в хлебоприготовлении, в технике и т.д. Человек, не умеющий разрешать противоречия, заболевает или приносит зло. И это понимали еврейские мудрецы. В древности поэтов, врачей называли мудрецами, т.е. людьми, способными не только видеть противоречия, но и разрешать их, способными выявлять внутренние законы развития, способными указать пути вхождения в новый мир, в новое пространство, в новое поле деятельности. Сегодня не каждый поэт, врач, инженер может это знать. Велик «вектор инерции». Мы понимаем пространство как трёхмерную категорию, в контексте которой физические объекты располагаются в пространственном отношении друг с другом: выше, рядом, позади. Но существуют и концептуальные пространства, где объекты находятся на более высоких или более низких плоскостях реальности. Есть поэтическое пространство. Есть пространство живого организма и т.д. Утверждают, что материальный мир не может быть описан при помощи трёх измерений, и нужно ввести 4, 10, 26 измерений, а может быть и больше. Все эти миры привязаны к гелиоцентрической системе координат. Нужно переводить психику (сознание) с гелиоцентрической системы координат на галактикоцентрическую систему координат (на рис. 7 позиция «центр»). И тогда откроются новые миры. «Свежий человек может увидеть то, что приглядевшийся не видит более» (Гёте). «Истина — это язык, помогающий постичь всеобщее» (Экзюпери). Истина находится вдалеке и совершается без участия человека (на рис. 7 — это центр). Надо развивать нестандартное мышление. Так, физики выявили, что проницаемость оболочки в клетке меняет электрическое поле в самой оболочке. Сигнал подают заряженные молекулы, плавающие в плазме возле эритроцитов. И никто не требовал, чтобы физик имел медицинское образование. Важен мозговой штурм медиков и физиков. И тогда появляется нестандартное мышление.
Моисей обобщал взгляды разных людей. Поэтому все решения Моисея отличались оригинальностью и носили прикладной характер. Например, решение использовать участки Красного моря, заросшие тростником («тростниковое море») для прохождения людей через море, спасло жизнь евреям в тот момент, когда войска фараона напали на евреев, чтобы поработить их. Был выбран удачный момент для перехода евреев через море. Когда же началась буря, то переправа нарушилась. Фараон и его люди. не зная этого, погибли в море.
Катаклизмы на Земле связаны с изменениями в глубинах Космоса. «Переполюсовки» Галактики приводят к отклонению Земной оси Север-Юг. Изменяется магнитная сетка. Катаклизмы на земле были 65 млн. лет тому назад и позже. 8500 лет тому назад был всплеск очень жёсткого гамма-излучения (радиации), что привело к гибели динозавров и других животных. «Переполюсовка» в Галактике привела к началу ледникового периода на Земле. Тёплые массы воздуха прорвались в пространство. Утверждают, что потепление на Земле вызывается «парниковым эффектом» из-за увеличения в воздухе теплоёмкого углекислого газа по вине человека. Но это далеко не полная причина потепления на Земле. На Земле есть регулятор теплового постоянства. Это минерал кальцит, который разлагается на компоненты. Меловые горы на Земле позволяют обеспечить равновесие. И если потепление усиливается. то либо усиливается воздействие извне, либо снижается количество минерала кальцита. Поэтому нарушается режим синэргетического саморегулирования. Равновесие на Земле зависит от равновесия в Галактике и во Вселенной. Нужно найти способ корректировки воздействия изменений геомагнитного поля на магнитную сферу, решить проблему выброса энергии в пространство. Меняется радиационный климат Земли. Во вселенной есть энергетическое поле, где материя находится в кластерном состоянии. Кластерное состояние материи — это своеобразное состояние материи, дополняющее ряд общеизвестных состояний: твёрдое, жидкое, газообразное, плазменное. Кластеры образуются не только в газах, но и в жидкостях, в сплошных и пористых твёрдых телах и на поверхностях. Даже в углах комнаты образуются кластеры. Кластерам присуще свойство энергопроводимости. Поэтому, утверждение автора, что вокруг Вселенной есть энергетическая оболочка, далеко не наивное утверждение. Однако этот факт не учитывается при мировосприятии. Автор предлагает устранить этот пробел (см. рис. 7).
Известно, что при вращении Земли силовые линии перекручиваются, и образуется «петля». Идентично происходит и при вращении Галактики. В «петле» формируется источник воздействия на Землю. Это механизм обратной связи (см. рис. 7). Геомагнитные силы изменяют направленность движения космических объектов. Так, Фобос и Деймос движутся вокруг Марса в сторону, противоположную вращению спутников всех остальных планет. Как использовать энергию геомагнитного поля с пользой для Земли, должны сказать физики. Нет ничего невозможного. Например, русский изобретатель Пресняков А. Г. разработал идею ионохода. В России идея ионохода показалась не стоящей внимания. Однако в Японии серьёзно отнеслись к идее ионохода, и на доводку идеи Преснякова не пожалели затратить миллионы долларов, и через 35 лет после открытия был спущен на воду ионоход — скоростное морское судно, в котором вместо винта использовалась система электродов на днище, силой магнитного поля направляющих поток солёной воды в противоположную движению ионохода сторону. В России это невозможно. Интеллект бизнесменов, проводников рыночного капитализма, не учитывает государственных интересов не только на далёкую перспективу, но и сегодня. Однако прогресс не остановить. Сегодня уже рекламируются циркониевые шарики, аккумулирующие космическую энергию, что позволяет улучшить физическое состояние пользователя.
Новый век требует нового мышления. Иосихиро Накамацу, известный японский изобретатель, автор 3000 изобретений, в том числе компьютерной дискеты, вошёл в пятёрку величайших изобретателей человечества (Архимед, Фарадей, Мария Кюри, Никола Тесла и Накамацу). Между прочим, своё первое изобретение Накамацу сделал в 5 лет. Новое можно открыть во всех областях человеческой деятельности. Так, Я. Хиросава за 30 лет обследовал 600 тысяч стоп и пришёл к выводу, что все сведения о физическом состоянии человека можно прочесть по его стопам. Хиросава стал отцом науки дерматоглифики. А Уилсон Бентли, посвятив жизнь изучению и фотографированию снежинок, не сделал открытия, он стал отцом новой науки о снежинках. За 50 лет Бентли сделал 2000 снимков снежинок, отличающихся формой, рисунком, числом молекул воды. Его трудами сегодня пользуются учёные, и в будущем будут пользоваться. Бентли внёс вклад в развитие жизни. Андре Бийи всю жизнь сообщал высказывания, показывающие, как менялось понятие «стыдливость». Результатом работы явилась одна маленькая книжка, озаглавленная «Стыдливость». Это вклад в развитие жизни. Чтобы быть полезным в будущих поколениях надо попасть в Закон вечности. Человек с развитым разумом и мудростью преодолевает все преграды и добивается успеха ради жизни. Тот, кто не попадает в Закон вечности, делает напрасный труд и часто не завершает начатое. Так, писатель В. В. Розанов (1856–1918) составил обширные хронологические таблицы, в которых систематизировал по датам политические события. Он хотел написать историю ума человеческого, собрать все идеи человечества в одно место. Но ему это не удалось. Нужно собирать не идеи, а познать механизм генерации идей, механизм превращения мысли в слово, т.е. попасть в Путь Колесницы (Закон вечности).
«Жемчужины мудрости» (термин принадлежит еврейскому поэту Габиролу Шломо бен Иехуде) разбросаны по разным книгам. И сегодня многие хотели бы собрать «жемчужины мудрости» в одну книгу. И это не удаётся. Со слов мудрости нельзя научиться. Символы не отражают Закон вечности. Так символ России двуглавый орёл — это византийский герб, означающий взгляд на Запад и на Восток. Символ принят во время царствования Ивана III (Иоанна). Но взгляд на Запад и Восток — Это не попадание в Закон вечности (кругооборот энергии), а ориентация на изменчивость устремлений. Нужно не приспосабливаться к Западу или Востоку, а стремиться самостоятельно разрешать противоречия и генерировать идеи, развивающие жизнь, одухотворяющие деятельность.
Еврейские мудрецы разработал 32 пути мудрости. Если по заброшенным дорогам не ездить, то они зарастают. Нехватку соответствующих знаний люди пытаются компенсировать эмоциями. Что мешает повысить функциональную ограниченность человека? Высокомерие к еврейским ценностям. А это приводит к тому, что делаются шаги, ничего не значащие с точки зрения вечности, делаются незначительные изменения, которые, как кажется, позволяют усовершенствовать мир, но на самом деле ведут к деградации, возвращению в прошлое, в рабство. Так, развал СССР привёл к практике кражи людей в рабство, терроризму, к увеличению душевнобольных (сегодня в России душевно больны более 5 млн россиян), к усилению мистики. Люди, рефлектируя, обращаются в прошлое, надеясь там найти ответы на вопросы, которые ставит жизнь сегодня. Но ответа не находят. Молодёжь, не желая думать, пытается вернуть порядок, существовавший в XIV веке. Это и есть застой. Надо выходить на дорогу новых идей и образованности и «проницаемостью ума вперёд устанавливать первопричины и из них выводить следствия» — учил Декарт. В мудрости нет второстепенных дорог. Нужно познать все пути мудрости. Если жизнь состоит из одних только удовольствий, то они приедаются. опустошают душу, теряется смысл и цель самой жизни. Ценность жизни определяется не материальным благополучием (коттеджами, яхтами, автомобилями и т.п.), а вкладом в развитие жизни, в развитие цивилизации. «Характер состоит в способности действовать согласно принципам» (Кант). Работа по правилам мудрости всегда на порядок шире и результативнее, чем хаотический поиск решения методом проб и ошибок. К истине надо идти через познание.
«Без знания нельзя изобретать, как нельзя слагать стихи, не зная языка» (А. Эйнштейн).
Нельзя открыть «новое небо» и «новую землю», не войдя в новый мир. Чтобы войти в новый мир, надо познать язык мудрости. Главная функция человека: развивать жизнь, расширять жизненное пространство.
Основные функции человека:
- «орошать Землю», давать новое знание людям;
- охранять Землю от воздействия «непрошенных гостей» (геомагнитных сил);
- защищать человечество, оберегать от деградации.
Развитие жизни идёт по формуле:
Вавилонская цивилизация достигла успехов при семитском царе Хаммурапи (1945–1962 гг. до н.э.). Шумеры — семитский народ, подчинённый Хаммурапи, разработали системы единиц измерения весов, объёмов, площадей, первыми начали строить дома из кирпичей, первыми стали жить семейными общинами, первые создали образовательные школы и т.д. Известны законы Хаммурапи и много других изобретений. На языке халдеев (вавилонских жрецов) племя евреев звалось «Израиль», что переводится как «зрящий бога»,
Авраам, родоначальник еврейского народа, следовал этой формуле. Авраам не был полудиким пастухом, простым кочевником, выходцем из Аравийских степей. Он был жителем крупного города Ура, одного из центров мировой цивилизации первой трети второго тысячелетия до н.э. (на территории современного Ирака). Авраам был образованным человеком, знал традиции древней высокоразвитой цивилизации, знал недостатки кодекса Хаммурапи, обладал могучим разумом и мудростью. Авраам знал, что святость — это движение вперёд, выделение из природы, знал, что нужно формировать условия для достижения цели, знал, что святость только усиливают, но не уменьшают, что святость — это не красота, не внешнее, а внутренне качественное изменение. Авраам повёл свой народ на землю Ханаан, где жили амореи (древние семиты), чтобы сплотить евреев, объединить евреев на религиозной основе. Как утверждают писатели П. Люкимсон и М. Абрамович (Израиль), отец Авраама, Терах, был высокопоставленным чиновником царя Нимрода, сказочно богатым человеком. Имея двух взрослых сыновей Нахара и Арана, Терах в преклонные годы полюбил девушку из города Кут, стоявшего на противоположном берегу реки Евфрат. В 1948 г. от сотворения мира (1812 г. до н.э.) Терах женился на своей возлюбленной, и она родила ему сына Авраама (П. Люкимсон, М. Абрамович «Жизнь Авраама Иври»). Авраам родился в Вавилонии, неподялёку от Ура Халдейского, расположенного в Месопотамии. Во времена Авраама и пророков был религиозный синтез. «Во времена Спинозы был интеллектуальный синтез» (М. Бубер). Сегодня должен быть новый синтез. Автор предлагает сплотиться на основе синтеза формы (мысли), цвета и движения в пространстве. Так работает мозг человека. В этом направлении идёт эволюция человека. Это естественный синтез. Как этого добиться. «Идите только за разумом, и религию толкуйте так, чтобы она согласовывалась с разумом, и тогда боговдохновенные истины станут понятными без доказательств» (Маймонид, 1135–1204).
Автор предлагает соединить «копание колодца» и «полёт в будущее по континуальной логике» в один инструмент мышления (рис. 7), что позволит инициировать появление новых смыслов, новых рамок поведения, позволит заглянуть за горизонт. Премудрость — это особая мудрость. Считалось, что овладеть премудростью могут только пророки. Но человек — мыслитель, и он может самостоятельно проникнуть в тайну мироздания, организовывая взаимодействие сфирт (каналов восприятия). Традиция утверждает, что существует 10 каналов восприятия (сфирт), которые графически изображаются в форме человека. Каждая часть тела соответствует определённой сфирте. Между сфиртами существует связь, подобно связи между частями и органами тела. Правая рука, символизирующая изобилие, связана с левой рукой, символизирующей ограничивающую, наказывающую, защищающую функцию. На языке учения Каббала эта живая связь записывается так: Хесед — Гвура. Связь между свойствами, обеспечивающими красоту, гармонию, истину, сострадание, и требованиями вышестоящего мира гармонии, записывается на языке учения Каббала как: Тиферет — Малхут. Царство гармонии на языке Каббала записывается как Кетер. Малхут и Кетер связаны между собой.
Общая схема совокупности сфирт (сфира означает «число», инструмент, с помощью которого Всевышний создал миры, позволяющие видеть божественный свет), составляющих структуру Небесной Колесницы (Маасе Меркава) записывается так:
Кетер | |
Бина | Хохма |
Даат | |
Гвура | Хесед |
Тиферет | |
Г̃од | Нецах |
Йесод | |
Малхут |
«Наш мир подобен пульту управления десяти сфирт в различных сочетаниях» (Адин Штейнзальц). Число 10 указывает, согласно учению Каббала, некую целостность, завершённость. Учение Каббала считает, что целостность, завершённость, единственность проявляется через сфирты только «хакамам» (мудрецам) как «руах гакодеш» (путём откровений). Если считать, что сфирты характеризуют свойства психики, то механизм взаимодействия сфирт не является сложным и таинственным. Любой думающий человек может познать пути развития психики, чтобы обновить жизнь на основе замены мышления по принципу «пирамиды» на принцип круга.
Модель мира (картина мира), представленная на рис. 7, является знаковой системой, выполняющей познавательную и коммуникативную функцию. Связь между сфиртами — это пути развития человечества. Они прошли проверку временем. «Законы можно постичь только изнутри» (Экзюпери). Поэтому правильное мышление — это взгляд с позиции системы. «Вся история человечества — это история разрушения пирамид. Сначала была пирамида физической силы (кто сильнее, тот получает блага), но она рухнула. Потом пришёл черёд пирамиды знатности происхождения. Революция разрушила эту пирамиду. На смену пирамиде богатства пришла пирамида, основанная на потреблении» (Г. С. Альтшуллер). С развалом СССР увеличилась тенденция к построению пирамид. Одна финансовая пирамида Мавроди принесла много бед. Нужно избавляться от всякого рода пирамид. Как это сделать? Судовой врач Прокшин, герой рассказа Г. Альтова (Г. С. Альтшуллера) «Опаляющий разум» предложил заменить принцип оценки людей: вместо оценки за вклад в потребление, ввести оценку людей за вклад в развитие. Прокшин предложил пирамиду способностей, другую форму пирамиды. Но и эта пирамида не прижилась. Нужен другой принцип. В основе всех пирамид лежит оценка по показателю «прибыль». Автор предлагает внедрить круговой принцип мышления, а также заменить показатель «прибыль» на психо-квалиметричекую оценку поля деятельности. Предлагается формула:
Q = √ | ________________________________________ |
{[(∑ni=1bi=1)] + [0,1 (∑mj=1aj=1)]}2 − ∑lk=1pk |
- Q –
- комплексная количественная психо-квалиметрическая оценка пространства (поля);
- n –
- число критериев (наименований);
- i –
- номер критерия;
- bi –
- коэффициент весомости ресурса;
- m –
- номер ресурса;
- aj –
- коэффициент значимости ресурса;
- k –
- вид потери;
- l –
- число видов потерь;
- pk –
- коэффициент, учитывающий потери k-го вида.
Большему численному значению aj соответствует большая важность соответствующего ресурса. Большему численному значению bi соответствует важность соответствующего ресурса. Все ресурсы имеют разную природу. Весовые коэффициенты весомости ресурсов определяются независимыми экспертами. Результаты заносятся в таблицу. Пример расчёта при ∑pk=0 представлен в табл. 1.
Ресурс | Коэффициент весомости ресурса (bi) | Коэффициент значимости ресурса (aj) | Примечание |
---|---|---|---|
Политический ресурс | 0,4 | x | – |
Стоимостной ресурс | 0,3 | x | Прибыль (превышение доходов над расходами) |
Административный ресурс | 0,2 | x | Власть |
Человеческий ресурс-фактор | 0,1 | 0,05 | – |
в том числе: | |||
способность восприятия формы (мысли) | x | 0,05 | – |
способность восприятия цвета в пространстве | x | 0,02 | – |
способность восприятия звука | x | 0,02 | – |
способность восприятия движения в пространстве | x | 0,01 | – |
способность к «прыгучести мысли» | x | 0,30 | Воображение |
способность открывать новое, прежде неизвестное | x | 0,15 | Изобретательность
Термин «изобретение»
происходит от древнерусского слова «обретение»
|
способность учитывать разнообразие эффектов при взаимодействии элементов поля | x | 0,05 | – |
способность к гибкости мышления | x | – | Переход с одного поля на другое |
способность решать задачи, метод решения которых неизвестен, решать творческие задачи, имеющие противоречия | x | 0,05 | Креативность мышления |
способность повышать логичность мышления | x | 0,05 | – |
способность учитывать прошлый опыт человечества | x | 0,05 | Коллективная память или банк данных (противоречия, решения, эффекты и т.д.) |
способность акцентировать внимание на общечеловеческих проблемах | x | 0,05 | – |
способность преодолевать психологическую инерцию (вектор инерции), ригидность, закостенелость | x | 0,05 | – |
способность обеспечить синтез формы (мысли), цвета и движения в пространстве | x | 0,15 | Эволюция идёт в направлении обеспечения полноценной работы обоих полушарий мозга |
Комплексная количественная психоквалиметрическая оценка пространства (поля деятельности) составляет:
Если коэффициент весомости человеческого ресурс-фактора увеличить, то увеличится значение Q. Это возможно при условиях:
- приоритета человеческого фактора перед политическим ресурсом;
- оптимизации стоимостного ресурса (соответствия цен качеству жизни).
Численные значения Q уменьшатся при учёте потерь, неиспользованных возможностей.
Классификация возможных потерь представлена в табл. 2. Численные значения определяются независимыми экспертами. Пример представлен ниже.
Потери | Коэффициенты, учитывающие потери |
---|---|
Потери, обусловленные неправильным выбором пути развития | 0,5 |
Потери, обусловленные застоем, деградацией (нравственной деформацией ценностей, неправильным учётом причинно-следственных связей, регрессом) | 0,3 |
Прочие потери (неиспользованные и упущенные возможности) | 0,2 |
Итого | 1,0 |
Учёные разных сторон, объединившись, нашли решение, как бороться с амброзией — сорняком американского происхождения, пыльца которого вызывает аллергическую астму. Теперь селекционным путём выводится амброзиевый полосатый листоед. Это позволяет бороться с амброзией. Это не чудо, а результат целенаправленной деятельности, направленной на развитие жизни. Чтобы повысить качество жизни, учёные должны объединиться и заменить показатель «прибыль» на другой показатель, позволяющий оценивать вклад в развитие жизни. Необходим Закон о гражданине мира.
Н. К. Рерих считал необходимым применять два критерия: а) вполне осознанное намерения; б) общую полезность. Не надо быть мудрым, чтобы понять: капиталистическое общество развивает эгоистические, стяжательские качества, стремление обогатиться за счёт других. Ничто не свято в мире наживы. И очень жаль, что Россия избрала капиталистический путь развития, не свойственный ей. Поэтому будут большие потери. Культура — это перевод психики на высший уровень. Капиталистическая культура — это обращение назад (рефлексия). Сегодня мы видим плохую организацию, низкий уровень общественного сознания.
«Сильное мышление — когда одновременно работают минимум девять мысленных экранов: человек видит систему, надсистему, подсистему и на каждом этаже — прошлое, настоящее, будущее, т.е. надо видеть не только дерево, но и лес, и клеточку дерева, и всё это в развитии», — учил Г. С. Альтшуллер, автор теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Это сложно и не каждый сможет построить девять экранов. Предлагаемая плакатная технология мышления (рис. 7) позволит упростить мысленный процесс по сравнению с методикой Г. С. Альтшуллера и исключить «экраны», позволит повысить культуру мышления за счёт слияния глубинного видения с Вселенским зрением. Всё, что выходит за рамки известного, люди называют чудом. В слово «шалом» вкладываются понятия: спокойствие, благополучие, удовлетворение, здоровье, цельность, полнота души (лэхаим), совершенство, воздаяние. Это и есть требования грядущего мира. Поэтому единственный путь — это перевод психики (сознания) на высший уровень, вхождение в новый мир, в новое пространство. Это элемент диалектики. В. И. Ленин знал 16 элементов диалектики. Мы знаем три элемента:
- единство и борьба противоположностей;
- переход количественных изменений в качественные;
- отрицание отрицания.
Сегодня нужны новые принципы диалектики. Таким принципом и является вхождение в новое концептуальное пространство, в новый мир. Сегодня нужны новые парадигмы, для которых следствием является следствие из причин более глубоких, таких как функциональная ограниченность человека, неполноценная работа обоих полушарий мозга, несовершенная оценка деятельности людей. Человек слышит 10%, видит 50%, делает 90%, реализует 20% своих возможностей. «Нужна красивая новая тема с очень противоречивыми свойствами, которая должна быть интересной, абсолютно всем понятной, близкой вам, но в то же время должна быть новой, никому не известной» (Б. Стругацкий). Такой темой являются 32 пути мудрости.
«Культура мышления — это способность следовать объективной реальности» (Спиноза). Использование 32-х путей мудрости — это правильное направление ума. «Мудрость сравнивается в притчах с Древом жизни» (Александр Мень).
2.3. 32 пути мудрости
Живой Торой заниматься намного веселей. Историю человечества надо изучать по кругам мудрости.
Чувствую, что скоро осень будет
Солнечные кончатся труды
И от Древа Духа снимут люди
Золотые зрелые плоды(Н. Гумилёв. Солнце духа)
Автор считает, что 32 пути мудрости по круговому принципу и есть такое Древо Духа. Руководствуясь этим Древом, можно предвидеть, что «и явится вам слава Бога» (Ваикра, 9).
«Умиротворяющее всеединство противоположностей» — девиз владыки Цянь-Цзуна (Китай). Величие каждого народа поределяется продвижением по Древу Духа. Традиции силой не меняют. Еврейская традиция утверждает, что тот, кто познаёт механизм взаимодействия сфирт, достигает божественных высот. Слово Малхут — это царство Бога, где царит мудрость, где мысль превращается в слово, полезное для развития жизни.
32 пути еврейской мудрости — это диалектика с еврейской спецификой. «Всё предвидено, хотя выбор предоставлен» (Акива). «Каждый познающий действует соответсвенно своей сущности» (Петрица).
Люди, живя в театре абсурда, лжекультуры, не желают познакомиться с 32 путями еврейской мудрости. В основном люди знают такие принципы добродетели, как «спешите делать добро», «красота спасёт мир» и всё. Поэтому автор доводит до сведения читателя 32 пути мудрости, пути к свету, вытекающие из учения Каббала:
- Бина — способность анализировать, выделять различные свойства, отношения, качества, состояния, присущие объекту исследования. способность к пониманию, осознанию;
- Хохма — способность обеспечить стабильность развития, способность разрешать противоречия (мудрость);
- Даат — способность делать выводы, знание;
- Гвура — способность ограничивать потребности;
- Хесед — способность оказывать поддержку;
- Тиферет — способность обеспечивать красоту;
- Г̃од — способность достигать цель (упорство);
- Нецах — способность преодолевать трудности;
- Йесод — способность обеспечить связь с Богом;
- Малхут — способность превратить мысль в слово;
- Взаимодействие Бина и Гвура, которое приводит к образованию нового эмерджентного свойства «Сильный ум»;
- Взаимодействие Хохма и Хесед, которое приводит к образованию нового эмерджентного свойства «Человеколюбие»;
- Взаимодействие Даат и Тиферет, которое приводит к образованию нового эмерджентного свойства «Подлинная красота»;
- Взаимодействие Бина, Гвура, Г̃од, которое приводит к образованию нового эмерджентного свойства «Естественный природный ум»;
- Взаимодействие Хохма, Хесед, Нецах, которое приводит к образованию нового эмерджентного свойства «Вечная мудрая милость»;
- Взаимодействие Даат, Тиферет, Йесод, которое приводит к образованию нового эмерджентного свойства «Основательная красота познания»;
- Взаимодействие Гвура, Г̃од, которое приводит к образованию нового эмерджентного свойства «Природная сила»;
- Взаимодействие Хесед, Нецах, которое приводит к образованию нового эмерджентного свойства «Природная милость»;
- Взаимодействие Тиферет, Йесод, которое приводит к образованию нового эмерджентного свойства «Основательная красота»;
- Взаимодействие Бина, Хесед, которое приводит к образованию нового эмерджентного свойства «Познание милости»;
- Взаимодействие Бина, Нецах, которое приводит к образованию нового эмерджентного свойства «Познание вечности»;
- Взаимодействие Гвура, Хохма, которое приводит к образованию нового эмерджентного свойства «Сильная мудрость»;
- Взаимодействие Гвура, Нецах, которое приводит к образованию нового эмерджентного свойства «Устойчивая новизна» (всё преодолевающее терпение);
- Взаимодействие Г̃од, Хохма, которое приводит к образованию нового эмерджентного свойства «Природная мудрость»;
- Взаимодействие Г̃од, Хесед, которое приводит к образованию нового эмерджентного свойства «Природная милость»;
- Взаимодействие Малхут, Даат, которое приводит к образованию нового эмерджентного свойства «Умное слово»;
- Взаимодействие Малхут, Тиферет, которое приводит к образованию нового эмерджентного свойства «Красивое слово»;
- Взаимодействие Малхут, Йесод, которое приводит к образованию нового эмерджентного свойства «Основательное слово»;
- Взаимодействие Бина, Хохма, Даат, которое приводит к созданию учения Хабад (еврейская философия). Автор Шнеур Залман, подданный России. Хабад — аббревиатура слов Хохма, Бина, Даат;
- Взаимодействие Бина, Хохма, Даат, Гвура, Хесед, Тиферет, которое приводит к созданию учения Хасидизм (учение о благочестии). Автор Исраэль Элиэзер (Баал Шем Тов — БЕШТ), 1678–1760, подданный России. Баал Шем Тов (БЕШТ) — архетип автора. Бешт учил, как одним ударом превратить слабость в силу, поражение в победу, как проявлять мудрость перед Богом. Из поколения в поколение передаётся факт родственной связи с Баал Шем Товом. В имени Шнеур мистики усматривают два света. В имени Исраэль мистики усматривают установку открыть новый путь к миру гармонии. «Нареки имя ему Исраэль, в нём исполнится сказанное пророком». Каково имя, таков и человек. «Исрайль, укажи народу тот верный путь, которым им идти» (Мелахим I, 36). Украина, где проживал Баал Шем Тов (БЕШТ), Белоруссия, где проживал Шнеур Залман, Россия связаны между собой. Элементом связи являются евреи. Шнеур Залман и Баал Шем Тов (БЕШТ) — лучшее доказательство этой связи. Об этом должны помнить авторы союза славянских народов.
- Взаимодействие Бина, Хохма, Даат, Гвура, Хесед, Тиферет, Г̃од, Нецах, Йесод приводит к созданию нового эмерджентного свойства, которое автор предлагает назвать Учение «ОБЖИЗНА», ОБЖИЗНА — это аббревиатура русских слов «Обновляющее жизненное начало», которое и есть обновление психики (сознания). ОБЖИЗНА — это реализация завета предков. Это «новое небо», «новая земля», новое пространство, новый мир, новое поле деятельности. «Надо искать то, что ещё не найдено: новое слово, рифму, образ картины» (А. М. Горький). ОБЖИЗНА — это плодотворная идея, развивающая жизнь, объединяющая людей. Дорогу осилит идущий к свету, к миру гармонии.
- Взаимодействие Бина, Хохма, Даат, Гвура, Хесед, Тиферет, Г̃од, Нецах, Йесод, Малхут, которое приводит к новому эмерджентному свойству «Кетер» (царство гармонии). Кетер символизирует венец, корону.
Генетический подход предполагает становление системы, последовательность её развития, замена одной системы другой. 32 пути мудрости позволяют это сделать во вселенском масштабе, позволяют выявить связи как внутренние, так и внешние. На повестке дня создание новой науки: психофилософии будущего. Сегодня люди не видят мысли в произведениях искусства. Нужна наука правильного видения объектов (психофилософия прошлого и настоящего).
Как человек мыслит, таков он и есть. Человек должен обновлять психику (сознание). «Выстоит тот, кто переменится» (Я. Райнис).
Правило еврейского мыслителя Маймонида (1138–1224) гласит: «идите только за разумом и религию толкуйте так, чтобы она согласовывалась с разумом». Линия закона жизни очерчена в Торе.