сайт Эсперанто     страница Ю. И. Финкеля

на первую страницу     предыдущая статья следующая статья

И. Л. Финкель

3. Конкретный человек, обобщённый человек, культура

3.1. Психофилософия или учение о будущем мире

Главный герой книг Азимова серии «Академия» Гэри Селдон создал новую науку «психоистория» как стройную статистическую дисциплину, замешанную на сложных математических уравнениях, которая позволяла ему обозревать раскинувшуюся впереди историческую перспективу и видеть великий путь судьбы. История — это взгляд в прошлое. Перспектива — это взгляд в будущее. Историческая перспектива — это новое событие закономерного развития мира. Культура — это перевод психики (сознания) человека (народа) на высший уровень. Перевод психики на высший уровень осуществляют мыслители. Государство лишь оказывает помощь в финансовом и организационном отношении.

Мыслитель находит в пространстве изменяемый X-элемент и включает его в действующую систему. Слово «психика» происходит от слова «психея» (душа). Пространственный элемент (дух) одухотворяет душу. Дух — это сознание, мышление, психические способности, определяющие поведение человека (народа). Чтобы проникнуться духом будущего, надо выявить требования мира гармонии на Земле.

Связь духа, души и коллективной памяти человечества можно изобразить схемой. напоминающей глаз:


Рис. 8. Схема связи духа, души и коллективной памяти,
где:
1 —
коллективная память;
2 —
дух (ветер перемен);
3 —
душа как форма мысли (идея).

Психофилософия — это учение о связи духа, души и коллективной памяти.

Коллективная память еврейского народа представлена в Книге жизни (Тора). Коллективная память всё время информационно пополняется. Наука развивается, и многое, ранее непонятное, проясняется. Душа — это символ нравственного начала человека (народа). Это мысль (идея), которая возникает при «сшибке» антитез. Дух — это «ветер» перемен в направлении построения мира гармонии (Малхут). Религия — Это древнейшая форма человеческой культуры, но она не стимулирует «ветер перемен» в направлении приближения мира гармонии. Нет постоянного духа и неизменной души. Двигателем жизни является душа. Нужно дать команду «на взлёт» душе. При «сшибке» противоречий в средоточии возникает «искра» в форме круговой волны, распространяющейся во все стороны. Волна — это источник движения мысли. Эта волна вызывает «томление души» и взлёт её на небывалую высоту, где находится истина. Сегодня в России происходит разбегание по национальным общинам, что не способствует сплочению народа. В еврейской культуре испокон веку применялся принцип «стремись к единству». Этот принцип записан в Книге жизни (Торе).

В китайской культуре есть термин «да тун» (大同), означающий дословно «великое единение». Этот политико-философский принцип возник в глубокой древности и записан в китайских источниках со времён династии Чжоу (XI в. до н.э.). Необходимо перевести психику (сознание) на высший уровень и обеспечить вхождение в новый мир, в котором не будет необходимости объединяться по национальному признаку, а будет гражданин мира. Культура должна не разъединять, а объединять людей. Мы же продолжаем жить по принципу пирамиды, на вершине которой происходит смена концепции методом проб и ошибок: царство небесное, коммунизм как царство небесное на Земле, демократия, уравнявшая мракобесие, культуру потребления, капитализм с рыночным бизнесом, узаконивший большой разрыв в оплате труда людей и к обнищанию народа, глобализм, который перераспределяет капитал в пользу богатых. Культура глобализма направлена на потребление, а не на развитие человечества.

Планета — это общий дом, где должна царить гармония. Становление личности оценивается по шагам к миру гармонии. Мир гармонии — это целое. Объединить людей может мудрость как способность разрешать противоречия. Объединяет людей общая забота о Земле. В VII–VI вв. н.э. в Иране были Дома мудрости для всех людей. Противоречия разрешались с позиции человечества. Еврейская и китайская идеологии прагматичны и направлены на развитие жизни. Нельзя добиться счастья за счёт ущемления других. «Из мечты каши не сваришь», — гласит еврейская поговорка. Чтобы построить мир гармонии, надо научиться мыслить мудро, необходимо развивать интеллект, развивать способности, позволившие создать настоящий мир. Эти способности зафиксированы в именах Бога. Бог един, вечен, жалостлив, милосерден, долготерпелив, бестелесен, неизменен, всемогущ, мудр, справедлив, свят, всеблаг. Это своего рода Банк способностей, которые человек должен развить для жизни. Сигнальная наследственность сформировалась в генетическую программу развития человечества. Согласно учению Тора, мыслители классифицируются по уровню вклада в развитие жизни:

  1. творческая личность
  2. гений
  3. пророк
  4. мудрец
  5. праведник (праведники считаются великими людьми)

Каждый уровень отличается своим набором способностей. Ступени развития интеллекта отличаются значительностью мысли. Чем выше уровень, тем значимее мысли. Слово «гений» этимологически связано с латинским словом, означающим «рождать». «производить». Гений — это творческая способность, выше способности творческой личности. Гений — это победивший талант, признанный, уже совершивший что-то из ряда вон выходящее. Гений — это человек с возможностями, неизмеримо превосходящими средине, человек с высшей степенью одарённости. Гений тот, кто делает сверхзначимое, исключительно важное, ценное, поворотный пункт, открытие, эпоха. Гениальность — это как раз то, что не укладывается ни в какие правила. Гении смотрят на мир с божественной высоты, с позиции идеального разума, универсального порядка. Пророчество требует предварительной подготовки и определённого умения, даже если человек обладает большими усилиями и душевной чистотой. У евреев существовали школы пророков и школы мудрецов. Об этом сказано в книге пророка Шмуэля: «Пророк является посланием Всевышнего, беспрекословно выполняющим Его волю, пренебрегая собственной жизнью, готовым пожертвовать собой, лишь бы довести слова Бога до народа. В этом смысле он подобен ангелу Всевышнего и не обладает ни свободой выбора, ни ощущением собственной значимости. Пророк постоянно совершает длительные переходы». Так говорит Тора. Пророк — это харизматическая личность, обладающая пророческим даром. Доказательством наличия пророческого дара является предсказание событий, которые должны произойти в будущем. Все ждут, когда сбудутся предсказания. Если не было допущено ни одной ошибки, и события исполнялись полностью, то человека признают пророком. Пророки учили, что евреи должны служить примером остальному человечеству. Пророк выше гения. Пророки обладают особым даром ясновидения. Пророки особо одарены чувством связи и протяжённости явлений. Мудрец выше пророка. Мудрец ищет решение, позволяющее избежать страдания. Мудрым называют того, кто умеет предвидеть последствия. Праведник — это человек выше пророка и мудреца.

1. Творческая личность

1.1. Развивать талант, внутреннюю свободу, духовную цельность.

1.2. Понимать Бога как идеал, как универсальный порядок, совершенство. Бог — это носитель потока энергии во вселенском масштабе.

1.3. Оценивать объект исследования с двух сторон (с позиции идеала и по факту); выявлять противоречия.

1.4. Проявлять умственную активность, всё испытывать мудростью (разрешать противоречия с минимальными затратами, используя ресурсы).

1.5. Развивать психику (сознание), как обновляющее жизненное начало.

1.6. Самостоятельно добывать знания.

1.7. Развивать креативное мышление (умение решать задачи, метод решения которых неизвестен).

1.8. Снижать инерцию мышления, формировать иной взгляд на объект.

1.9. Изобретательно выполнять работу.

1.10. Искать оригинальные, значимые решения с использованием естественных ресурсов.

1.11. Проявлять трудолюбие.

1.12. Творчески изучать учение Тора с учётом реалий сегодняшнего дня, систематизировать мудрость.

1.13. Развивать воображение («прыгучесть мысли»).

1.14. Формировать свою систему поведения при достижении цели (Цель: построение мира гармонии).

1.15. Уметь решать творческие задачи с использованием правил мудрости + постулаты ТРИЗ (теория решения изобретательских задач Г. С. Альтшуллера).

1.16. Развивать эвристическое мышление (вскрывать неочевидные проблемы).

1.17. Добиваться гибкости мышления (переходить с одного объекта на другой).

1.18. Готовить себя к событиям, обновляющим мир.

1.19. Тренировать логику мышления.

1.20. Развивать память.

1.21. Вести людей к единству. «Еврейство в нас самих. Творческие евреи — это те, кто одержал победу над дуализмом, преодолел его позитивно, в которых ДА одолело НЕТ, творчество — отчаяние, триумф — тоску» (М. Бубер).

2. Гений

2.1. Создавать новое, осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной области знаний с целью развития человечества.

2.2. Видеть будущее в настоящем.

2.3. Соблюдать диалектичность в мышлении.

2.4. Стремиться к широким и глубоким обобщениям.

2.5. Разработать харизму и сформировать дух, одухотворяющий деятельность. Расширять духовное пространство.

2.6. Иметь великую достойную цель по развитию жизни.

2.7. Проявлять упорство в достижении цели.

2.8. Осуществлять прорыв в грядущее.

2.9. Уметь создавать и делать всё из ничего.

2.10. Чётко осознавать значимость своих идей для человечества.

2.11. Обновлять психику (сознание) людей.

2.12. Вносить вклад в развитие жизни.

2.13. Развивать свой природный талант, силу воли.

2.14. Проявлять трудолюбие, высокую работоспособность.

2.15. Сохранять продолжительность творческой жизни.

2.16. Стремиться к интеллектуальной «власти» над другими людьми.

2.17. Быть управляемым в жизни.

2.18. Повысить коэффициент умственной одарённости (IQ) выше 140.

2.19. Учитывать особенности мозга, добиваться полноценной работы обоих полушарий мозга, обеспечить синтез формы, цвета и пространства.

«Гении не умирают. И века проходят, а они всё чему-то учат. Нужно находить в старинной мудрости пищу для современного ума» (Вавилов, физик).

3. Пророк

3.1. Быть провозвестником, глашатаем, истолкователем грядущего.

3.2. Обеспечивать взгляд в будущее с позиции идеала, стремиться к совершенству, гармонии.

3.3. Быть совестью народа.

3.4. Уметь понимать суть Божественной мудрости на основе истины.

3.5. Наставлять людей тонко и уважительно на истинный путь.

3.6. Приписывать идеалу единственность.

3.7. Подниматься до пророческих высот.

3.8. Возвышать окружающих своим даром предвидения.

3.9. Готовить людей к событиям, приближающим будущее, освещать будущее.

3.10. Противостоять тьме, невежеству.

3.11. Действовать осмотрительно, считаясь с требованиями людей.

3.12. Добиваться умственного совершенства.

3.13. Быть миролюбцем, миротворцем.

3.14. Видеть яркую, плодотворную идею, развивающую жизнь.

3.15. Отстаивать идею, приводить народ к святости (к обновлению мира).

3.16. Оказывать влияние на духовную жизнь своего времени.

3.17. Бороться против социальной несправедливости, беззакония, притеснения бедных, произвола.

3.18. Указывать путь к праведности.

3.19. Хранить чистоту веры.

3.20. Учить жить по законам взаимной любви и справедливости.

Законодателями должны быть не мыслители прошлого, а должны быть пророками. Законы не должны отставать от жизни, а должны вести к будущему.

4. Мудрец

4.1. Обладать большими познаниями, универсальными знаниями.

4.2. Обладать высокой нравственностью, милосердием.

4.3. Быть цельным, совершенным человеком.

4.4. Развивать качества души.

4.5. Быть объективным толкователем Учения Тора с позиции обновления мира.

4.6. Правильно оценивать ситуацию и принимать верное решение с пользой для людей.

4.7. Преобразовывать знания в свойства психики, характера, в слова и дела.

4.8. Быть личностью.

4.9. Добывать средства для жизни своим трудом.

4.10. Быть последовательным в действиях.

4.11. Добиваться независимости.

4.12. Использовать трудности как трамплин для роста.

4.13. Вдумчиво подходить к проблеме, мыслить глубоко, широко.

4.14. Обеспечивать порядок в мыслях.

4.15. Достигать счастья.

4.16. Стремиться к гармонии, согласовывать свою жизнь с Законом вечности (кругооборотом энергии), стремиться к обновлению мира, вхождению в новое, расширенное жизненное пространство.

4.17. Искать Божественную истину (Назару), которая находится вдалеке и совершается без участия человека.

4.18. Быть в творческом полёте.

4.19. Оригинально мыслить.

4.20. Владеть в совершенстве искусством метафоры, истолкования тайного смысла аллегории.

4.21. Обладать безграничными познаниями в явном и «тайном» учении «Каббала».

4.22. Уметь формулировать мысль предельно точно и излагать максимально доходчиво.

4.23. Обновлять духовный (внутренний) мир человека и развивать жизнь.

4.24. Приобщаться к прогрессу.

4.25. Обеспечить полноценную работу обоих полушарий мозга.

4.26. Развивать дар убеждения, дар интеллектуального подчинения себе.

4.27. Развивать качества ума.

4.28. Говорить мало, делать много.

4.29. Действовать, а не созерцать. Не бояться идти к правде, справедливости, делать добро.

4.30. Учиться у мыслителей прошлого выходить из духовного и умственного рабства.

 

«Мудрец не тот, кто имеет много знаний о мире, а тот, чья жизнь согласуется с общечеловеческими ценностями», учат мыслители прошлого.

«Люби мир, стремись к согласию, люби людей и приобщай их к Торе» (Гиллель).

«Если я не для себя, то кто же для меня. Но если я только для себя, то зачем же я. И если я не сделаю теперь, то когда же?» (Гиллель).

5. Праведник

5.1. Направлять грешников на истинный путь.

5.2. Источать мудрость.

5.3. Развивать жизнь.

5.4. Переводить внутреннюю сущность видения на язык действительности.

5.5. Разъяснять пророческие видения (пророчество — это вхождение в новый мир).

5.6. Наставлять на путь, который ведёт к восприятию Единого Бога как идеала.

5.7. Выражать абстрактную духовную реальность посредством словаря человеческого языка.

5.8. Заботиться о других.

5.9. Обходиться малым в жизни.

5.10. Зажигать огонь любви и гармонии в сердцах.

5.11. Объединять людей, создавать единый порыв.

5.12. Обладать даром молчания, чтобы лишние слова не мешали развитию жизни.

5.13. Проникать в сердце каждого.

5.14. Добиваться высочайшего духовного уровня.




Кредо мыслителей: развивать разум как способность видеть противоречия, развивать мудрость как способность разрешать противоречия путём синтеза «крайностей», путём вхождения в новое расширенное пространство, в новый мир, в новое «поле» деятельности, открывать «новое небо» и «новую землю», усиливать святость как выделение из природы ради жизни.

«Кредо» в переводе с латинского языка означает «верю». Кредо мистиков: вера в Бога, приближение к Богу путём обретения символов физической связи с Богом или связи духовной. Например: обряд «обрезания» — это признак физической связи с Богом; присвоение к фамилии частицы имени Бога — это признак духовной связи с Богом (так в фамилии Финкель есть частица эль, что указывает на духовную связь с Богом — Эль Шаддай). «Эль» означает «всесильный». Кредо мыслителей: не уповать на Бога, а самому попасть в закон вечности (кругооборот энергии), развивать дух творчества, познания истины, формировать обратную положительную связь, развивать способности, которыми люди наделили Бога. Нельзя постигать духовные уроки мыслителей прошлого без познания мудрости. Чудес не бывает. Надо видеть великую цель (построение мира гармонии на Земле, в том числе и в России) и идти к ней осознанно.

3.2. Живые источники сил

«Есть разные мёртвые: одни из глубины пережитых тысячелетий и теперь властно определяют направление нашего современного лучшего» (М. Пришвин). Живые источники сил есть у людей всех национальностей, у всех народов.

Еврейские авторитеты частично представлены в табл. 3. Особенность этих мыслителей состоит в том, что они не отделяли себя от мировой культуры. Еврейские авторитеты и сегодня определяют направления современной жизни всех народов мира. Список еврейский авторитетов очень большой. Это говорит о неразрывной связи евреев с другими нациями. Нельзя обособляться по национальному признаку (по происхождению), т.к. это ведёт к деградации. Всем надо жить мире и согласии, учиться прогрессивному, учиться мудрости у мыслителей прошлого.

Табл. 3
Творческие личности Гиганты духовной мысли (религиозной) Пророки (вожди народа) Мудрецы (хакамы) Праведники (великие люди)
12345
1. Генрих Гейне,
2. Лион Фейхтвангер,
3. Габирол Шломо бен Иехуда,
4. Франц Кафка,
5. Стефан Цвейг,
6. Ромен Роллан,
7. Зигмунд Фрейд,
8. Спиноза,
9. Иосиф Флавий,
10. Альберт Эйнштейн,
11. Рамбам (Нахманид),
12. Ицхак Лурия Ашкенази,
и многие другие.
Шнеур Залман,
Баал Шем Тов (Бешт),
Маймонид (Маймон),
и другие.
Крупные пророки: Самуил Натан, Моисей, Илия, Элиша, Иехезкель, Хулда, Двора, Иехошуа бен Нун, Шлемуэль, Ирмияху и другие (всего 48 пророков).
Малые пророки: Оша, Иоль, Овадия, Иона, Миха, Нахум, Хаввакук, Цефания, Хаган, Захария.
Танаи (учащие), жившие с 330 г. до н.э. по 242 г. н.э.:
1. Гилель
2. Шаммай
3. Акива
4. Иеуда-а-Наш
и другие (всего 120).
Амораи (толкователи), жившие после 217 г.:
1. Иоха-нань бен Нафка
2. Равина
3. Малаха
 и другие (всего 100).
Мудрецы-женщины:
1. Дебора
2. Ривка
и многие другие.
Мудрецы-врачи, поэты:
1. Мендельсон
и многие другие
Современные мудрецы:
1. Адин Штейнзальц
и другие.
1. Гедалия
2. Арье Левин
3. Авраам Ицхак Кук
и другие.

Евреи вправе гордиться этими именами. Евреи вправе раскрывать людям мысли этих людей, их идеи. Выбор же действий остаётся за человеком. Идеи силой не внедряют.

«Блажен человек, который снискал мудрость и человек, который приобрёл разум» (Соломон).

«Учение мудрого — источник жизни, удаляющий от сетей смерти» (Соломон).

«Когда мудрость войдёт в сердце твоё и знание будет приятно душе твоей, разум будет охранять тебя, а посему ходи путём добрых и держись стезёй праведников» (Соломон).

«Изучая доводы мудреца, мы приносим великую пользу себе» (Рамбам).

«Я заявляю: пусть дела твои приближают тебя к мудрости и пусть дела твои отдаляют тебя от мудрецов» (Акавья бен Магальэль).

«Пути мудрости — пути приятные и все стези её мирные. Она — древо жизни для тех, которые приобретают её и блаженны, которые сохраняют её» (Соломон).

«Можно восхищаться древностью, но следовать нужно современности» (Тацит).

Нужно добиться, чтобы слова гигантов мысли «работали», чтобы стали основой мировоззрения. Мудр не тот, кто часто употребляет афоризмы, а тот, кто прикладывает наследство к жизни.

3.3. Моё генеалогическое древо

Чтобы осознать свою генетическую программу, надо познать историю происхождения фамилии, понять, почему тебя нарекли таким именем, а не другим, познать мир бабушек и дедушек, прочувствовать жизнь предков, их стремления, переживания, трудности жизни. Мы принадлежим к своему поколению, но обязаны проникаться уважением к культуре предков, понять тот дух, который присутствовал в прошлом.

В семье моей матери Авербух Рахиль Аврумовны всегда говорилось о родственной связи с Баал Шем Товом (Бешт) не только в духовном плане, но и в физическом. Это передавалось из поколения в поколение. Моя мать завещала мне: помни, сынок, говорила она, ты родственник великого Баал Шем Това (Бешт), который много сделал полезного для еврейского народа, и если тебе когда-нибудь будет трудно, то ты обратись к людям, расскажи им о том, что ты родственник Баал Шем Това, и тебе обязательно люди помогут. Отец мой, Финкель Лейб Срулевич, говорил: «Солнечную светлость мрачное облако закрывает, а книжную премудрость ничто закрыть не может». Он защищал Сталинград и был коммунистом, но ценил мудрость Книги жизни (Тора).

Моим предком является рабби Исраэль бен Элиэзер (Баал Шем Тов — Бешт, 1698–1760), подданный России, проживавший на Украине. Не все связи в генеалогическом древе ясны. Войны порвали связь, но автор убеждён в своей схеме. Генеалогическое дерево представлено на рис. 9.

Цадик — это человек, заслуги которого превышают проступки. Цадики считались посредниками между Богом и людьми. По линии отца просматривается связь с мусаравом Ноте Гирш Финкель (старик из Слободки, пригород Ковно). «Мусар» означает «наставник». В XIX веке лидером духовно-этического движения мусаравов был Ноте Гирш Финкель. Известно, что у В. И. Ленина был секретарь Финкель. Автору не удалось проследить с ними связь, но гипотетически можно предположить о наличии общей родственной связи всех однофамильцев.

«Национальность — это не развлечение для часов досуга, а учение жизни, которое он обязан начертать в своём сердце и практически осуществлять в своих поступках», — писал Ахад-Ха-Ам (Ашер Гирш Гинзбург, 1856–1927), подданный России, выдающийся мыслитель, борец с окостенелостью.

Предки Финкель начертали в своём сердце стремление к миру гармонии, к правде, к справедливости и прикладывали наследство к жизни, искали новый путь к свету.

Автор наречён Израилем в честь Баал Шем Това (Бешт), а сын автора наречён Юрием в честь комиссара, погибшего на войне, отца жены. Имя отца жены занесено в Книгу Памяти. Предки вели достойную жизнь, вносили вклад в развитие жизни.

«Родина — это не просто синдикат интересов, а сплетение благородных идей и даже благородных страстей, за которые наши отцы боролись и страдали» (Пуанкаре).

Национальная идея евреев — построение мира гармонии на Земле (мир Малхут). Это благородная идея, это и есть родина. Не признавать это — означает добровольно загонять себя в духовное и умственное рабство.

3.4. Как мыслить по-еврейски

Мыслить по-еврейски означает:

Согласно традиции функциональная задача мужчин — испытывать мудростью все объекты исследования. Это трудная задача. Все объекты являются контрастными, т.е. содержат противоречия. Противоречия обусловлены, с одной стороны, свойствами человеческого глаза, а с другой стороны — свойствами мозга, требованиями грядущего мира и реальными возможностями, требованиями устранить дисбаланс в мире (тепловой, энергетический, водный и т.д.), обеспечить устойчивое подвижное равновесие. К свойствам глаза относятся, например, способность удерживать «картину мира» (объекта) всего 1/10 секунды, способность переводить взгляд с самого объекта на другой. К свойствам мозга относятся способность извлекать смысл из зрительного образа, способность синтезировать форму (мысль), цвет и движение в пространстве. Три различных области мозга обрабатывают информацию: одна обрабатывает логику, другая — цвет, третья — информацию о движении в пространстве локализации и пространственной организации. Так формируется единая «картинка». Эволюция человека идёт в направлении обеспечения полноценной работы обоих полушарий мозга путём синтеза формы (мысли), цвета и движения в пространстве, а не звука и движения. Требования грядущего мира тоже имеют свои особенности. Так, «Гражданин Мира» предполагает устранение национальных барьеров, государственных границ, развитие таких способностей, как единство, верность, милосердие, терпение, мудрость, благочестие. Противоречия можно увидеть в действующих системах, включая галактики, небесные тела, облака, пятна, грязь, материальные объекты. Противоречия можно увидеть при сопоставлении нового, расширенного поля деятельности (пространства) с действующим пространством. Наличие противоречия свидетельствует о наличии скрытой мысли, которую надо познать. Двигателем жизни является мысль. «Твёрдость убеждения — чаще инерция мысли, чем последовательность мышления» (В. К. Ключевский).

Бегство от противоречий ведёт к деградации. «Тот, кто не приобретает новых познаний, тот теряет и прежние» (Гиллель). «Самая серьёзная потребность есть потребность познания истины» (Гегель). Нет предела совершенства. Так, в России известна теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), разработанная Г. С. Альтшуллером. Основной постулат ТРИЗ — понятие об ИКР (идеальном конечном результате). Идеальное решение по ТРИЗ достигается, когда функция выполняется без привлечения дополнительных ресурсов, т.е. сам элемент выполняет функцию. Недостаток ТРИЗ: отсутствие наглядной связи с законом вечности (кругооборотом энергии). Автор предложил плакатную технологию мышления (рис. 7), которая позволит устранить этот пробел.

Сегодня нет науки мыслить. Автор делает только первый шаг в этом направлении. Необходимы единомышленники. Мысль — это «фонарь», освещающий дорогу, это рабочий инструмент, который усовершенствуется. Усилить «рабочие органы» инструмента можно путём организации и технологии правильного мышления. Необходимы навыки творческого, нестандартного мышления. Навыки приобретаются тестами и в процессе решения задач. Тесты как мини-творческие задачи, задачи, которые имеют противоречия, помогают развить благоразумие, помогают познать мудрость. В природе все противоречия разрешаются синэргетически, без участия человека. Человек должен понять механизм разрешения противоречий в природе, понять, каким образом происходит равновесие и не допускать дисбаланса, т.к. это угрожает самому существованию человечества.

Предлагаемая плакатная технология мышления позволяет синтезировать геометрию, свойства глаза и мозга, что позволяет отчётливо видеть перспективу развития (историческую судьбу) и наводить «мост через бездну». Художники-пейзажисты успешно применяют метод перспективы, используя синтез геометрии и свойств глаза. Зритель сам формирует мысль. Здесь автор и зритель включены в общую систему. Для правильного восприятия «картинки» применяются внутренние и внешние ресурсы. Например:

  1. Древние китайцы загораживали предмет, как бы отдаляя объект. Поэтому зритель стремится «увидеть» загороженный предмет.
  2. Неизвестный архитектор Карнахского храмового комплекса заставил человека перемещаться по лестнице на высоту 15-этажного дома. Это принцип кино.
  3. при рассмотрении картины специалисты рекомендуют поворачивать голову, потому что при повороте головы изображение более близких объектов на сетчатке сдвигается больше, чем изображение удалённых объектов.
  4. Леонардо да Винчи советовал рассматривать картину одним глазом, что позволяет усилить впечатление глубины.
  5. Художники не всё докрашивают и тем самым дают возможность домысливать, а экспрессию (движение) создают неестественным отражением элементов, входящих в систему.
  6. Японские художники рисуют с позиции наблюдателя, стоящего на высокой горе за облаками.
  7. Марк Шагал (1887–1985) заставил человеческую фигуру летать. Для этого он переворачивал дом вверх ногами. Для достижения нужного эффекта он использовал композиционные линии, цветовые пятна и даже углы картины. Каждую свою картину Шагал считал моделью мироздания, и соединял основы еврейского бытия с религиозной традицией. Это позволяло ощущать еврейский духовный мир с присущей ему бесплотностью, изменчивостью, свободой от земной тяжести и ограничений времени и пространства.
  8. Исаак Левитан (1860–1900) разрешил противоречие: свет должен рассеиваться и свет должен объединять. У него светотень и цвет сливаются в гармоническое целое. Это позволило создать мир лирического интимного пейзажа, освоить своего рода «новую землю» и т.д. и т.п.

Рассматривая движущиеся облака, мы замечает, что меняется «картинка», изменяется смысл. В картине мира (рис. 7) динамизация обеспечивается продвижением мысли от точки 3 к точке 2, от точки 6 к точке 2, от точки 2 к точке 4 и дальше по спирали в пространстве к центру по континуальной логике. Человек должен обновлять психику (сознание). Нельзя руководствоваться старыми принципами или принципом «этого не может быть» (потому что всё зависит от Бога) и т.д. Это ведёт к застою. Нужно расширять мир для себя и для людей (не обязательно склоняя к выезду в США, Израиль и другие страны).

Согласно традиции, периодически обновлялось имя Бога: Эйн-Соф, Эль, Эль Шаддай, Эй, Вав, Йуд, Ихфх, Цевойс, Яхве, Адонай, Элохим. Это сигнальная наследственность: изменения сущности, обусловленные расширением пространства. Всевышний наделялся премудростью (высшей мудростью). Новые способности позволяли создавать «новое небо» и «новую землю». В древности в большинстве племён признавали до 30 богов. Аврааму удалось практически претворить идею единобожия. Бог один, но обладает высшей мудростью, разнообразием способностей. Имя Элохим означает судья, который оценивает действия людей, поощряет справедливость, карает зло и т.д. Люди, подобно Богу, обновляли имена. Так, Аврам сменил имя на Аврагам и Авраам, Саррай — на Сарра, Яаков на Израиль. Имя человека отражает его предназначение. Так, Адам означает единство души и тела. Израиль символизирует стремление найти новый путь к свету. Шет имел предназначение развивать человечество. Это имя символизировало переход на новый виток гуманизации человечества. Понятие «новый человек» должно включать в себя новые способности, развивающие жизнь (а не стремление обогатиться).

Развивая логику, традицию, можно предположить, что к множеству имён Бога в ближайшее время будет прибавлено новое. Это новое имя должно символизировать наказание за злодеяния, за вклад в сферу потребления, а не в сферу развития жизни. К этому решению должны прийти религиозные люди. А атеисты должны создать идеал под именем «Тот, кто ведёт к управлению магнитосферой». «Теряя идеал, теряешь человека» (И. Бродский).

Формула этики: поступай так, чтобы твоё поведение способствовало развитию жизни.

Так поступил и неизвестный архитектор Карнахского храмового комплекса (X в. до н.э.), Иосиф бен Маттафий (Иосиф Флавий) в I в. н.э.

Ливийский полководец Шишонек, возжелавший увековечить себя, приказал архитектору построить Карнахский храмовый комплекс таким образом, чтобы запечатлеть навечно его достижения по борьбе с евреями. Архитектор не мог не выполнить приказа Шишонека, но он решил показать неистребимость еврейского духа. И он показал побеждённых евреев, дух которых не сломлен. Люди, поднимаясь вдоль стен сооружения на праздничное жертвоприношение, происходящее на высоте 15-этажного дома, видят на каменном орнаменте последовательно историю похода фараона Шишонека. Перед их глазами проходит вереница рабов-семитов в колодках, перемещаются повозки с добычей, передвигаются стада коров. Архитектор показал одухотворённые, мужественные, спокойные, уверенные в правоте семитские лица, а не забитые, страдальческие, угнетённые, подавленные лица, показал стойкость и мужество семитов. Глядя на эти лица, евреи видят отсвет могучих сил душ своих предков, сознают свою духовную связь с прошлым своего нарда и ещё больше прилагают усилия по укреплению своей веры ради жизни.

Иосиф бен Маттафий (Иосиф Флавий), пленный еврейский генерал, историк, вынужденный по приказу Тита Флавия Веспасиана написать историю Иудейской войны 66–70 гг. н.э. и воспеть подвиги правителя римлян, описывает героизм евреев, стойкость их духа. Благодаря этому имя Иосифа Флавия осталось в веках. Это примеры правильного мышления. Человек должен размышлять. Но сегодня в России делается всё, чтобы отучить человека размышлять. Врач, не умеющий видеть противоречия в организме, не обладает разумом и не может исцелять больного. Такой врач только пишет рецепт (хорошо ещё, что хоть это умеет делать). Он не может оказать психо-эмоциональное воздействие на больного, не может правильно поставить диагноз болезни. А если учесть ограничения на направление в стационар, работу на полставки по совместительству, скрытую торговлю лекарствами от частных аптек, низкую заработную плату и т.д., то очевидно, что врач сегодня нарушает клятву Гиппократа и загоняет больного в могилу и не несёт при этом никакой ответственности за аморальность.

Аптекарь, приобретая у перекупщика лекарства, заботится только о своей выгоде. Ему безразличны люди. Педагог, не способный научить видеть противоречия, не умеющий их разрешать, не учит разуму и мудрости, а за руку ведёт в пространство дебилов.

Человечество, в том числе и россияне, не должны влачить жалкое существование, а должны, развивая разум и мудрость, строить лучшую жизнь. «Не бороться с силами, а предотвращать их» (А. А. Микулин, авиаконструктор). Кукловодам выгодно, чтобы люде не умели размышлять. Такими людьми легко управлять. Они, по существу, рабы. В морали нет компромиссов. Либо жизнь, либо рабство и смерть. Надо выбрать жизнь и завертеть колёса нового мира, вдохнуть «в ноздри ветер перемен». Человек, отстаивающий приоритет религии над мудростью, видит только половину и рискует быть названным лицемером, поскольку не выполняет все заповеди Торы. Нужен приоритет мудрости над религией. Здоровое общество — это гармонично развитое общество, в котором обеспечивается устойчивость развития. События надо готовить. Будущее — это полёт мысли в неизвестное. Будущее — это мир гармонии (Малхут). Человек должен ставить себе в достоинство то, какими шагами он движется к этому миру, к свободе от невежества. Нужна новая система образованности и нравственности. Нельзя подменять мудрость цитатами, хитростью, которая не имеет никакого отношения к мудрости. Нельзя подменять программирование на компьютере печатанием текстов. Это разный уровень интеллекта. А за интеллект надо платить достойно.

На Западе развита медитация, которая внедряется в России. С помощью мыслей и чувств вызывается нужная ситуация. Реальностью становится то, во что человек верит. Медитация рассчитана на низкий интеллект. Мир гармонии сам не придёт. Нужно идти к нему. «Бог мудростью основал Землю» (Мишлей, 3:19). Пути Бога по обустройству земного пространства записаны в Книге жизни (Тора). Сегодня люди должны создавать новое жизненное пространство, расширяя земное пространство. Поэтому надо идти «путями Всевышнего» и осваивать новые пути к миру гармонии. «И был он исполнен мудрости и разумения и ведения» — сказано в Торе о строителе первого Иерусалимского храма Хираме (Млахим, 17:14). И нам надо, чтобы все люди были «исполнены мудрости и разумения и ведения».

Левая часть мозга отвечает за логику. Правая часть — за движение в пространстве. Нужно включить в работу правую часть коры головного мозга. Культура определяется шагами эволюции человека. Без повышения культуры государство начинает ежесекундно порождать лицемеров и подонков, развивать потребительство, серость, рефлексию. Молодёжь, не желая размышлять, стремится вернуться в XIV век. Нужно идти только вперёд, развивая традиции. Следует уйти от элементарной формы психической деятельности к высшей форме психической деятельности.

«Мудрость приносит три плода: дар хорошо мыслить, хорошо говорить и хорошо поступать» (Демокрит). «Надежды людей правильно мыслящих, осуществятся» (Демокрит). «Только новые знания могут указать путь к миру гармонии», — учит Тора. Молодёжь, к сожалению, сориентирована на повышение знаний, способствующих потреблению, а не на развитие. Им ещё надо обрести покой и умиротворение, а это происходит с возрастом, а не с богатством. Их натуры кипят. Они не приемлют нравоучений, советов. Стремятся решать проблемы единым махом. Не видя новых путей к будущему, молодёжь пытается возвратить старое. «Молодёжи свойственна старость души», — писал Пушкин. Деятельная личность размышляет, находит новый путь развития жизни, выдвигает новые планы и горизонты, стремиться попасть в Закон вечности (кругооборот энергии). «Пассивные лица, выросшие в условиях рабства, способны лишь к повторению и подражанию» (Бехтерев). Сегодня молодёжь это подтверждает. И напор сильный. Никто не задумывается о вреде действий, не согласованных с Законом вечности. Переучивать кого-либо бесполезно. «Воспитай отрока в согласии с нравом его» (Моисей). Нужно учитывать нрав и направлять молодёжь в правильную сторону. Мудрецы предлагали давать уроки играючи, объяснять так, чтобы мудрость была готова к использованию подобно приготовленной пище, поданной к столу. Поэтому нужно давать сборники тез и антитез и предлагать участвовать в мозговом штурме проблемы. Слова должны задевать душу, побуждать к самостоятельному формированию новых нравственных ценностей.

«Голос мудрости можно услышать лишь став человеком в истинном смысле этого слова» (Маймонид). «Жить ведь значит всегда порываться вперёд, к высшему совершенству и достигать его» (Б. Пастернак). «Знающий человек не может творить зло» (Еврипид). «Я свершаю новое» (Иешая). «Я смотрю вперёд» (Эдисон). «Я сам себя создал» (Моисей). «Я посвятил жизнь поиску истины, в то время как другие тратят на любовь» (Ибн Габироль Шломо бен Иехуда, 1021–1052, поэт, автор книги «Отборные жемчуга»). «Я всегда жил по принципу: если это никому не нужно будет через 20 лет, значит просто никому не нужно» (Эрнст Неизвестный).

«Существо испытателя интересуют прежде всего постановки вопросов и только во вторую очередь ответы. Постановки вопросов представляются ему ценными, если они оказались плодотворными в развитии человеческого мышления. Ответы могут иметь в большинстве случаев лишь временное значение. Они могут с течением времени благодаря нашим физическим сведениям потерять своё значение» (Вернер Гейзенберг).

«И предал я сердцу моему, чтоб исследовать и испытать мудростью всё, что делается под небом. Это тяжёлое занятие дал Бог сынам человеческим, чтоб они упражнялись в нём» (Экклезиаст). «Сын человеческий, никогда и ничего не бойся, проявляй свои способности, совершенствуйся сам и совершенствуй всё на земле» (Брейшит или Бытие). «Мудрость — это древо жизни» (Соломон). «Посвяти жизнь служению истине» (Ювенал).

Н. И. Лобачевский следовал мудрости. Он не боялся обновить геометрию, алгебру, физику, механику. Смело изменял основы, разрабатывал науку будущего, которая найдёт применение в тесной связи молекулярных и атомных притяжений, а также в необозримых пространствах космоса, в царстве больших скоростей. Разве могут сравниться с Н. И. Лобачевским и другими подобными ему творцами современные бизнесмены? Нет. В вечности остаются мудрецы. Автор верит, что наука будущего — это и есть интернациональное учение мудрости. В эту науку войдут идеи автора: психофилософия будущего, плакатная технология мышления, маршрутная технология мышления, ансамбль «Духопись», учения «Обжизна», галактикоцентрическая система координат, картина мира и другие идеи. Это пакет идей, вытекающих из рис. 7. Автор гордится этими идеями, развивающими человеческое мышление.


на первую страницу     предыдущая статья следующая статья