Россия мудрая |
---|
Просвещение – основа движения к совершенству |
Наука развивать ум |
Мудрые решения из истории России |
Премудрость Петра I |
Россия – исторически развивающаяся страна |
Заключение |
Приложение № 1 |
Россия мудрая
Посвящается дорогому мне человеку, жене, Валентине Николаевне Пасковой, моей России, которой я обязан жизнью. |
1. Просвещение — основа движения к совершенству
Россия — не только великая, могучая, но и мудрая страна.
Величие каждого народа определяется вкладом его культуры в общечеловеческие ценности.
Хороший адвокат обосновывает свою защиту решениями суда, принятыми раньше, избегая таким образом ненужных хлопот.
Автор данной книги не собирается защищаться приведением цитат, высказываний многих авторитетных личностей о необходимости реализовать «Божественный проект» общества гармонии, справедливости, о необходимости обновлять психику (сознание) с учётом реалий сегодняшнего дня, убеждать, что Россия — мудрая держава.
Учения, которые проповедуют в христианстве, исламе, иудаизме, индуизме, буддизме, соответствовали определённому времени и рассчитаны были на определённый круг людей в определённой стране.
Многие мысли справедливы и сегодня. Например, еврейский мудрец Акива говорил: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Это считается главным в Книге Книг еврейского народа (Торе). В христианстве люди призывались обладать терпимостью и состраданием. В иудаизме «милость и правда встретились, праведность и мир соприкоснулись» (Псалмы, 85:11). Такие высказывания можно встретить в священных текстах любой религии. Наиболее системно изложено в Книге Книг — Торе, написанной 5600 лет назад, в Ведических текстах, написанных 5000 лет тому назад.
Мировоззрение — это теория, которой руководствуются люди в практической жизни.
Религия — это признание сверхъестественной силы Бога, которому надлежит повиноваться, а также выражение такого признания в соответствующем психологическом состоянии.
Сегодня пришло понимание, что божественные силы — это энергия, поступающая свыше.
Религия выражает идею веры.
Вера — от совести, от предания, от глубины человеческой души. Вера — это стремление к возвышенному духовному миру. (Это одна цель всех людей). Вера может быть разной.
Мир изменился. Психика (сознание) человека тоже изменилась. Ведь не секрет, что человек выполняет не все заповеди. Нужно совершенствовать свою личность, самому размышлять. Нужно развивать мировоззрение, не прерывая связь времён. Нужно видеть зарождающиеся новые явления. Для этого нужно познать мудрость.
Чтобы внести гармонию и совершенство в мир, человек и человечество должны делать конкретные шаги к гармонии. Между прочим, слово «гармония» иностранного происхождения и утвердил его в России всеми почитаемый историк Н. М. Карамзин. Россия сильна мудростью и согласием народов, но почему-то о мудрости мало говорят. Людям внушается мысль, что мудрость — привилегия Бога и простой смертный не может быть мудрым. Калид, древний алхимик, искал философский камень, камень мудрости, ключ жизни. Он полагал, что этот «камень мудрости» соединяет в себе цвета: белый, красный, жёлтый, голубой, как небо, и зелёный. Люди и сегодня верят, что алмаз даёт человеку мудрость и делает светлым его разум.
Автор считает, что правду следует говорить прямо и открыто, чтобы люди поняли, какие факты есть на самом деле и прозрели.
А факты таковы:
- отречение от своей системы ценностей;
- признание чуждых отношений и нравов;
- рабство — состояние, когда человек вечно принуждён подчиняться воле другого;
- русский человек живёт душой и великим упорством труда, но не всегда может действовать независимо и выразить свою самобытность;
- не все понимают, что душу и ум надо развивать;
- чтобы называться религиозным и свободным человеком, недостаточно просто исповедовать какую-либо веру, а нужно жить по заповедям, которые оставили нам в наследство мудрецы прошлого, жить по новым правилам, которые диктует нам жизнь в настоящем, делать шаги к будущему, а также своим примером учить других, как реализовать «Божественный проект» и создать на Земле мир гармонии;
- вера в реальность, в возможность реализации «Божественного проекта» — это и есть духовный мир.
Занимаясь поиском преимуществ одной религии над другой, мы не приблизимся к достижению великой цели. Автор данной книги считает: когда нет просвещения, нет и знаний о системных свойствах мира гармонии, о тех качествах ума, который надо развивать. Нет духовности. Нет нравственности. Человек не умеет сегодня извлекать из своей души мудрость, не умеет обеспечивать равновесие ума, не ценит результатов своих предшественников.
Ум — это комплекс способностей. «Невежественные люди исполняют свои обязанности ради плодов их. Мудрые же делают это ради того, чтобы вывести людей на правильный путь» (эпическое произведение «Бхагавад-Гита», о котором к сожалению многие в России не знают, предполагая, что это сектантское произведение. Но они глубоко ошибаются. Речь идёт о воспитании свойств характера человека, чтобы он был творцом). Люди в плену стереотипов. Необходима свобода мышления.
Есть хорошее русское слово «розмысл». Так раньше называли техников, инженеров в России. Умение размышлять всегда ценилось в России. Это шаг к мудрости.
Способность довольствоваться малым, трудолюбие, мужество, стойкость, выносливость, гостеприимство, благожелательность, доброта, свободолюбие, открытость, скромность, сердечность, демократизм, коллективизм, долготерпение сложились в отличительные свойства русского народа. Эти нравственные качества просматриваются на всех этапах истории России, начиная с Древней Киевской Руси. Сегодня одни люди ищут ответы на назревшие вопросы в писаниях, другие ждут рекомендаций от Запада. К сожалению, в учебниках вы не найдёте советов, как самостоятельно размышлять, как повысить самосознание, какие «шаги» ожидает человечество от нас, как развить способность, называемую мудростью, как соединить духовность с материальным миром, как обеспечить эволюцию психики (сознания), как избежать неблагоприятных обстоятельств (эпидемий, катастроф, болезней и т.д.).
Мудрость — это всегда новое по сравнению с предшественниками.
А для этого, на языке скрытой мудрости надо попасть, «встать в точку», где истина становится добром, где «встречаются небеса и земля», и в этой точке «одеть корону». Так учат еврейские мыслители.
Картина Мира и маршрут попадания в «точку» представлен на рис. 1. Абсолютная истина находится в духовном поле («небе»3), там, где реализуется высшая цель человечества («Божественный проект») — мир гармонии. В еврейской литературе рекомендуется шестиклеточное мышление на основе осознания целостности мира, т. е. модель Вселенной — круг, рекомендуется осознание духовной высоты как среды, где есть внешние источники мудрости, осознание синтеза духовного и материального мира. Высший духовный мир — это тоже «круг» (поле). Вокруг видимой части материи («круга») — мрак, темнота чёрного цвета. Свет всегда белого цвета. Путь к свету — голубого цвета (цвет неба, освещённого лучами Солнца) понятен людям с древних времён. Голубой цвет — символ света.
В ведической литературе тела воплощений описываются в четырёх цветах: белый, красный, жёлтый и чёрный. Люди видят объекты в четырёх цветах. Люди — это духовные души, стремящиеся к цельности представлений.
Синтез представлений (еврейских и ведических) навёл автора на мысль дать схему картины мира (см. рис. 1). Красный цвет — символ огня, пламени. Искра — это тоже огонь. Пламя огромно, а искра ничтожно мала. Из искры возгорается пламя.
Великие просветители человечества жили не даром. Мы должны быть благодарны за мысли, за идеи.
Так, в эпическом произведении «Бхагавад-Гита» (системном сборнике ведических текстов) мы найдём советы, как развивать сознание (психику) как «жизненную силу». В народе говорят: «Что написано пером, того не вырубишь топором». Ведические тексты, как и звучные стихи, рождают волнения, возникают мысли о самосознании, о необходимости развивать свойства психики.
Веды означает «знание». В Ведах утверждается, что нет смерти, ибо конец переходит в начало. Человечество переходит в новое расширенное поле, энергетическое поле, которое не ощутимо ни одним из внешних чувств человека. И мы должны это понять.
На Руси бытовал и бытует культ коня. Считается, что конь — это животное, наделённое сверхъестественными способностями, знанием будущего, связью с иным миром. Конь рассматривался как чудесный помощник эпических героев, устремлённый вперёд. Конь мчится по S-образной логической кривой не оглядываясь (см. рис. 2). Связь коня и человека, мотив судьбы, мотив неизбежности рока часто используется писателями, поэтами. Так, известна история со смертью вещего Олега, погибшего от своего коня, или Русь-тройка, которая куда-то мчится.
Но человек — Homo sapiens (человек разумный) и ему не следует сломя голову куда-то стремиться. Разумным называют того, кто обладает крепкой памятью и трезво мыслит. На смену Homo sapiens (человеку разумному) приходит «человек мудрый», способный двигать человечество вперёд, способный развивать необходимые способности ума, способный находить выход из затруднительного положения. Все седрца тянутся к человеку, если он делает добро, одиночество исчезает.
В народе говорят: «умное молвишь, то мудр», «дурак думкой богатеет, умный и подавно», «сила в уме, да в добре», «голова без ума, что фонарь без свечки». Тех, кто получает платное образование и не мудр, называют «образованцами». Кто же их просветит?
Менталитет — это ум, мышление, образ мыслей, душевный склад.
«Успехи разума и способностей его — необходимое следствие гражданского состояния людей» (Н. М. Карамзин).
«Культура — это искусство (душа человечества) и наука (интеллект человечества)» (Волгин Л. И. Аспекты культуры. Ульяновск).
Если нет разума — то это животное, а не человек (Homo sapiens). Можно и нужно искусственно установить равновесие ума.
«Задача просвещения — не только распространение знаний, образованности, но обязательно воспитание нравственности» (Н. М. Карамзин). Там, где серое и обыденное, необходимо обновление. Нужно учиться развивать ум.
Структура системы «Просвещение» представлена на рис. 3.
Современное образование не даёт знаний о мире гармонии как системе. Образование неполно. Люди становятся жертвами сект, не желают стремиться к самоосознанию. Народ должен осознать необходимость свободы от невежества, зла, насилия. «Тот, у кого дума торгашеская, изворотливая, только на обман да подлости способен», — учат мудрецы. Их волнует только корысть. Они не способны на новаторство. «Все должны творить в этой России» (А. С. Пушкин).
Умный чужого ума не стыдится.
Кто не стремится к совершенству, тот живёт напрасно. Люди хотят услышать новые слова о смысле жизни. Интересен Коран как великая поэма, объясняющая людям Бога, Вселенную, человека. Интересна «Бхагавад-Гита».
В «Бхагавад-Гите» рекомендуется:
- идти к высшему совершенству жизни;
- исполнять то, что предназначено судьбой;
- следовать по стопам великих — это наш долг;
- направлять ум на то, чтобы осознать главную потребность человека; укреплять ум;
- устанавливать равновесие ума искусственно; познать метод, с помощью которого можно властвовать над своим умом;
- изменить своё сознание (то, что движет телом);
- обрести духовную жизнь;
- развивать такие качества, как правдивость, чистота, милосердие, серьёзность, разум, застенчивость, красота, снисходительность, способность обуздывать ум и чувства, репутация, и другие качества (всего 64 качества личности), позволяющие стать совершенной личностью;
- вознестись до высшей ступени духовной деятельности;
- обрести знания, несущие свет;
- совершать праведные поступки — это приносит умиротворённость;
- просвещать людей;
- выводить людей из тьмы невежества;
- цель жизни — достижение совершенства. Если человек ищет конечную цель жизни с помощью выполнения обрядов, его, наверняка, постигнет неудача;
- развитый интеллект дал человеку для того, чтобы он углублял свои познания и шёл к совершенству, переводил своё сознание на высший уровень;
- сознание человека означает «я — есть»;
- сильная вера человека в то, что он достигнет высшего совершенства и есть интеллект;
- поступать согласно своей природе;
- лучше изведать неудачи, исполняя свой собственный долг, чем выполнять чужой, ибо «следовать по чужому путы опасно»;
- разум — возница. Ум — вожжи, которые держит возница, а чувства — лошади;
- каждый человек должен быть счастливым. Если человек хочет обрести истинное счастье, он должен всего лишь изменить содержание деятельности и духовно обогатиться;
- когда человека озаряет знание, разрушающее неведение, оно открывает ему всё подобно тому, как днём всё освещается солнцем;
- критерий духовного прогресса — самосознание. Самосознание — это насколько вы осознаёте своё «я»;
- самодостаточный человек черпает удовлетворение в самом себе;
- знание предполагает, что человек должен уметь доказать своё творчество на практике;
- каждый человек в долгу у великих;
- правдивость требует, чтобы факты представлялись в истинном свете;
- поклоняться — значит боготворить или оказывать уважение и почтение достойному;
- очистить себя — значит перейти на высший уровень сознания;
- проявлять терпение. Когда человек готов вынести любые страдания ради того, чтобы контролировать свои чувства и сохранять в равновесии ум — это и есть терпение;
- человек умирает, если нет стремления к возвышенному;
- свобода от алчности, доброта, скромность, стойкая решимость, энергичность, всепрощение, сила духа, чистота и свобода от зависти и отстранение от славы — все эти качества присущи праведным людям, наделённым божественной природой;
- гордость, высокомерие, тщеславие, гнев, грубость и невежество — эти качества присущи тем, кто обладает демонической природой.
В любой духовной практике главное место отводится контролю ума и чувств.
Демоны кичатся своим образованием и богатством, требуют к себе почтения, хотя и не заслуживают его. Они приходят в сильный гнев из-за пустяков и речь их груба, совершают поступки по собственной прихоти, руководствуясь своими желаниями, не сознают свою ответственность. Демоны заняты деятельностью, которая приведёт мир к гибели. Демоны не знают предела стремления к наживе. Они ведут народ к нищете. Надо нам задуматься: существующая система «образование» плодит демонов или творцов? Воспитание свойств характера — это не вдалбливание качеств, которыми должен обладать человек. Это бесполезно. Предназначение человека состоит в том, чтобы преобразовать мир, но для этого нужно уметь соединять противоположности в единое целое. Этот универсальный подход к разрешению противоречий называется мудростью. Мудростью правителей цветут государства образованные. Мудростью людей обретается счастье. Естественно желание каждого человека быть счастливым и жить вечно. Мудрецы живут вечно. Мудрецы соединяют духовный и материальный миры. Мудрость раскрывается не с небес, а из глубин противоречий.
«Если тебе известно что-нибудь более возвышенное, то скажи» (индийская мудрость). Более возвышенное, чем мудрость, трудно определить. И всё-таки это премудрость, полёт к свету.
В народе говорят: «не знаешь — не говори». «Коли б людей со слуха учили мудрости, давно каждый заранее знал то, что делать» (Валентин Иванов). Автор желает, чтобы Россия знала, куда идти дальше.
Кто-то первый сравнил течение реки с течением непостижимого времени и был понят. Автор надеется, что его поймут люди. Без духовного движения цивилизация останавливается в своём развитии.
Чужие, глядя на Россию издалека, ценят её мерой своих обычаев. А нужно оценивать Россию из её обычаев, традиций и видеть русскую мудрость. Надо уходить из сектантства, от веры в чудеса, и внедрять движение по обновлению сознания. Это необходимо, чтобы изменить общество, сделать его лучше.
Абсолютная истина находится в духовном небе. Надо строить это «небо».
«Будет трудиться для потомства, пробудим требования, укажем разумную цель, откроем средства, расшевелим энергию — дела появятся сами» (К. Д. Ушинский).
А. С. Пушкин считал просвещение основой движения к совершенству.
Бенкендорф, выражая мысли императора Николая I, грубо поучал А. С. Пушкина: «Принятое Вами правило, будто бы просвещение и гений служат исключительным основанием совершенству есть правило, опасное для общего спокойствия, завлекшее Вас самих на край пропасти и повергшее в оную толикое число молодых людей. Нравственность, прилежное служение, усердие предпочесть должно просвещению, неопытному, безнравственному и бесполезному». А. С. Пушкин не последовал совету Бенкендорфа, а избрал свой путь, позволивший принести пользу отечеству. Он «чувства добрые лирой пробуждал» и остался в памяти народа как классик. «Пушкин, — писал Гоголь в 1834 г., — есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа. Это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет».
Развитие происходит не само собой. Процессом надо управлять.
В первой половине XIX в. понятию «культура» соответствовало слово «просвещение». Нет должного просвещения — нет и культуры. А в XXI веке? Слово «просвещение» исчезло, осталось «образование».
«Сделать как можно больше пользы моему Отечеству — вот единственная цель моей жизни и к ней-то я должен направлять все свои способности» (К. Д. Ушинский, великий педагог XIX в.)
Великие люди действуют согласно с образом мыслей и правилами своего века, с учётом общего направления развития. Будем же трудиться над тем, чтобы прилизить «Божественный проект» и создать Россию, как государство гармонии, справедливости, правды, человеколюбия. «Движение всех людей к цели должно быть, чтобы создать гармоничное человечество» (Заменгоф). Направление прогресса: мир гармонии. Великие люди говорили о всемирном гражданиние (по-гречески «космополит»). История России наводит на мысль, что племена, входившие в Русский Союз, согласились считать себя русскими (по названию основного племени). Так почему же сегодня в России поощряется разделение по национальности? Почему бы не узаконить статус «гражданин России» без ссылки на национальное происхождение. Это был бы реальный шаг в направлении общественного прогресса. Слова «космополит» не надо бояться.
«Жить ведь значит всегда порываться вперёд, к высшему совершенству, к достижению его» (Пастернак). Нужно стоять на высота этого положения.
Воздаётся тому, кто идёт к цели.
Цель — это предвосхищение в сознании результата, на достижение которого направлены действия. Цель — «Божественный проект» и Россия должна найти своё место в процессе.